Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья



Сторінка1/13
Дата конвертації28.12.2016
Розмір1.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Всемирная Организация Здравоохранения

Навыки, Необходимые для Здоровья
Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН), -

важный компонент доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы

ВОЗ с благодарностью отмечает великодушный финансовый вклад в оформление и публикацию данного документа следующих организаций:

Отдел здоровья подростков и школьников,

Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья,

Центр по контролю и борьбе с заболеваниями, Атланта, Джорджия, США.

Принципы и политика каждого из приведенных выше агентств основаны на важных решениях их органов управления. Каждое агентство проводит меры вмешательства, описанные в данном документе, в соответствии с этими принципами и политикой, а также в рамках своего мандата.


Данный документ был подготовлен при технической поддержке Карле Олдингер и Черил Вин-Витман, Программа развития здоровья и человеческого развития (ЗЧР) в Центре развития образования (ЦРО). ЗЧР/ЦРО является центром, сотрудничающим с ВОЗ, по укреплению здоровья через школу и сообщество.
Амайя Гиллеси из Отдела по образованию ЮНИСЕФ и Джек Т. Джоунс из Отдела профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в ШК/ВОЗ осуществляли общее руководство при написании данного документа.
При написании данной публикации использовались различные источники и научная литература, а также проводились консультации с экспертами предыдущей публикации «Подход на основе жизненных навыков к здоровому развитию детей и подростков» (Л. Мангрулкар, Ч. Винс-Витман и М. Познер в журнале Панамериканской организации здравоохранения, 2001). Кроме того, использовались вопросники исследования, представленные многим международным агентствам на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также материалы, разработанные ЮНИСЕФ и ВОЗ. Черновой вариант данного документа был предоставлен организациям ЮНЕЙДС, осуществлявшим совместное финансирование, и другим партнерам.
Неоценимый вклад в создание и публикацию данного документа также внесли:
Дейвид Кларк, Департамент по международному развитию, Лондон, Великобритания;

Дон Банди и Сьюнг Ли, Всемирный банк, Вашингтон, О.К., США;

Силия Майер, Партнерство во имя развития ребенка, Лондон, Великобритания;

Нейл МакКи и Антье Бекер и коллеги, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, МД, США;

Изольде Бердтистл, Сара Гудьянга, Дайан Виддус, Маргарета Кимзеке;

Питер Букланд, Элейн Фурнисс, Ноала Скиннер, Андре Гурреро, Астер Харегот, Онно Купманс, Элейн Кинг, Нурпер Улкер, Анна Обура, Чангу Маннатоко, Пол Вафер, Штаб-квартира ЮНИСЕФ, региональные и страновые офисы;

Франсиска Инфанте, ПАХО, Вашингтон, О.К., США;

Сесилия Мойа, Кент Клиндера «Защитники молодежи», Вашингтон, О.К., США;

Брад Стрикланд и Джоан Вудс, ЮСАИД, Вашингтон, О.К., США;

В. Чандра-Моули «Здоровье детей и подростков», ШК/ВОЗ, Женева, Швейцария;

Чарльз Голлмар, СиДиСи, Атланта, Джорджия, США;

Делиа Барселона, ШК/ЮНФПА, Нью-Йорк, США;

Анна Мария Хоффман, ЮНЕСКО, Париж, Франция.

ПРЕДИСЛОВИЕ
На начало XXI столетия образовательный потенциал значительного числа детей и молодежи в каждой стране мира оказался слабым. Голод, недостаточность питания, дефицит питательных микроэлементов, паразитарные инфекции, злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие и травматизм, ранняя и нежелательная беременность, заражение ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем, представляют собой серьезную угрозу здоровью и жизни детей и молодежи (ЮНЕСКО, 2001). И все-таки данную ситуацию можно и нужно изменить к лучшему. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, как показывает практика, вносит свой вклад в здоровое развитие детей и подростков, а также положительно сказывается на дальнейшем поведении детей и подростков, что имеет большое значение для здоровья.
На соответствующих уровнях развития - начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего периода раннего детства - дети могут участвовать в процессе познания, который поможет им избежать болезней и травм, что, в свою очередь, будет стимулировать здоровые взаимоотношения. Они могут приобрести необходимые им знания и навыки, например, практические навыки соблюдения личной гигиены и санитарии; навыки ведения переговоров и умение сделать выбор в пользу правильного сексуального поведения и репродуктивного здоровья, а также умение слушать и эффективно общаться в процессе формирования взаимоотношений. По мере взросления молодые люди могут стать лидерами создания здоровой среды, возглавив, например, движение за школу и сообщество, свободные от табакокурения.
Школы также должны играть важную роль в обеспечении детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для защиты собственного здоровья. Образование в области здоровья на основе приобретенных навыков - это часть рамки ФРЕШ (Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе), предложенной и поддерживаемой ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и Всемирным банком. Данный документ, опубликованный совместными усилиями агентств, поддерживающих инициативу ФРЕШ, делает акцент на роли школ, однако он будет полезным и для внешкольных учреждений. Его целью является активизация усилий по внедрению качественного образования в области здоровья на основе навыков в национальном масштабе во всех странах мира.
Пекка Пуска, Рут Каджия,

Отдел неинфекционных заболеваний, Отдел сети образования и

Профилактики и укрепления здоровья, человеческого развития,

Директор, Директор,

ВОЗ/ШК, Женева. Всемирный банк, Вашингтон, О.К.
Крим Райт, Мари Симонен,

Сектор образования, Отдел технической помощи,

Руководитель, ЮНФПА, Нью-Йорк.

ЮНИСЕФ, Нью-Йорк.


Черил Винс-Витман,

Сотрудничающий центр ВОЗ по Мери Джой Пигоцци,

Пропаганде здоровья через школу и Отдел поддержки

Сообщество, качественного образования,

Директор, Директор,

Корпорация Центр развития образования. ЮНЕСКО.




  1. ВВЕДЕНИЕ


Цель: дать обоснование и описать аудиторию, для которой предназначен данный документ; дать определение ключевых понятий и объяснить, каким образом санитарное просвещение на основе полученных навыков, включая и жизненные навыки, отвечает более широкому контексту того, что может сделать школа для улучшения качества образования и здоровья.
Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. Как показывают различные исследования, образование и здоровье неотделимы. Статус питания ребенка оказывает существенное влияние на умственные способности ребенка и влияет на показатели тестирования; длительное отсутствие в школе, пропуски занятий по причине заболеваний, вызванных паразитарными инфекциями, ведут к плохой успеваемости и отсеву (Винс Витман и др., 2001). Структура и условия учебной среды играют такую же важную роль, как и человеческий фактор: качество водоснабжения и плохие санитарные условия в школе могут сказаться на посещаемости девочек; дети не могут посещать школу, не могут концентрировать внимание на учебе, когда они расстроены или боятся насилия, и т.д. С другой стороны, у детей, посещающих школу без пропусков на протяжении ряда лет, состояние здоровья лучше, у них больше возможностей полноценно реализоваться в жизни. Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образование с целью обеспечения здоровья - важный компонент любого образования, равно как и программы общественного здравоохранения. Такое образование защищает молодых людей как от поведенческих, так и экологических угроз, дополняет и поддерживает политику, услуги и изменения в состоянии окружающей среды.
На протяжении десятилетий санитарное просвещение людей являлось важной стратегий профилактики заболеваний и травматизма. Этот подход в значительной мере основан на практике общественного здравоохранения, социальной науке, коммуникации и образовании. В своем раннем опыте образование в основном строилось на предоставлении информации и фактов. Постепенно образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие жизненных навыков, включая все аспекты здорового образа жизни: физическое, социальное, эмоциональное и психическое благополучие. В процессе воспитания детей и подростков уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий и преждевременную смерть. Для охвата детей и молодежи такого рода образовательными услугами важно использовать не только школу, но и внешкольные учреждения, однако в данном документе акцент делается только на школьной деятельности. Образование во имя здоровья является важным и существенным компонентом эффективной программы школьного санитарного просвещения, его эффективность увеличится еще больше, если оно будет дополнено политикой и услугами в области охраны здоровья, а также здоровой средой.
1.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
На Всемирном форуме по образованию, проходившем в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирный банк пришли к соглашению о сотрудничестве в целях внедрения эффективной программы санитарного просвещения в общеобразовательные школы. Их рамка, названная ФРЕШ «Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе», призывает к одновременному осуществлению четырех ключевых компонентов во всех школах:


  • Школьная политика в области охраны здоровья

  • Обеспечение школ качественной питьевой водой и средствами санитарии и гигиены - важные шаги в обеспечении здоровой учебной среды

  • Санитарное просвещение на основе привития навыков

  • Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания в школе.

Эти компоненты следует поддерживать и осуществлять на основе эффективного партнерства между учителями и работниками здравоохранения, а также между сектором образования и здравоохранения; на основе эффективного партнерства сообществ; на основе информирования учащихся и их непосредственного участия в процессе образования (ЮНЕСКО/ЮНИСЕФ, Всемирный банк, 2000).




    1. ПОЧЕМУ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ


Данный документ может использоваться вместе с дополнительными Краткими инструкциями, в целях лучшей ориентации работников образования и медицинских работников на улучшение здоровья молодежи посредством санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки. Данный документ предлагается для внедрения ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирным банком и ЮНФПА, он дополняет другие документы, которые можно найти на веб-сайтах:
http://www/unicef/org/program/lifeskills/,

http:www.who.int/school-youth-health/,

http:www.dchoolsandhealth.org, http:www.unfpa.org.
ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирный банк и ЮНФПА совместно работали над подготовкой данного документа с целью стимулировать большее число учащихся и сообществ к использованию санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки, в качестве метода улучшения здоровья и образования. Все эти агентства привержены делу продвижения школьных программ здоровья, которые будут осуществлять санитарное просвещение на основе жизненных навыков наряду со школьной политикой по охране здоровья, обеспечения здоровой и поддерживающей среды, а также предоставления услуг здравоохранения во всех школах.
Все агентства разделяют приверженность образования в области здоровья в школе на основе привития навыков в качестве важной предпосылки здоровья для каждого ребенка. Они и их партнеры по ФРЕШ считают, что санитарное просвещение в школе на основе выработки жизненных навыков является важным компонентом программы санитарного просвещения в школах.
ФРЕШ поддерживает инициативу «Образование для всех» (ОДВ). Начало данной инициативе было положено в Джомтьене (Таиланд), где в марте 1990 года лидеры стран мира собрались на свою первую Всемирную конференцию по ОДВ, положившую начало обновленной всемирной инициативе, направленной на удовлетворение базовых образовательных потребностей всех детей, молодежи и взрослого населения планеты. Эта приверженность была вновь подтверждена на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года. В принятых на этом форуме Дакарских рамках действий (2000) делается ссылка на воспитание жизненных навыков в цели 3 и в цели 6 («улучшение всех аспектов качественного образования, обеспечение отличного качества образования для всех учащихся, чтобы признанные и оцениваемые результаты обучения были достигнуты всеми, особенно в области грамотности, счета и жизненных навыков»), а также в стратегии 8.

Как видно из рисунка 1, стратегия 8 Дакарских рамок призывает страны к созданию безопасной, здоровой, инклюзивной и в равной степени обеспеченной ресурсами образовательной среды. Такая образовательная среда основана на четырех ключевых принципах ФРЕШ. Дакарские рамки действий (2000) включают следующие компоненты:

- адекватное водоснабжение и санитария;

- доступ или связь по вопросам охраны здоровья и питания поддерживаются школами, содействующими укреплению здоровья, и школами доброжелательного отношения к ребенку, а также связанной с ними сетью во всем мире.

Раздел 5.2.2 главы 5 содержит описание школ, содействующих укреплению здоровья. Характеристика школ доброжелательного отношения к ребенку дается в разделе 5.2.3.


    1. ДЛЯ КОГО ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ

Данный документ разработан для людей, заинтересованных в пропаганде, инициировании и укреплении санитарного просвещения на основе приобретенных навыков, включая жизненные навыки, в качестве их подхода к санитарному просвещению:


(а) для людей, разрабатывающих национальную политику и принимающих решения, для тех, кто разрабатывает программы и координирует их исполнение на местном, районном, областном и национальном уровнях, особенно для представителей министерств образования, здравоохранения, органов по делам женщин и молодежи, сообществ, для людей, отвечающих за политику в области народонаселения, религии и социального обеспечения;
(б) для членов неправительственных и других организаций, которые отвечают за планирование и осуществление программ, описанных в данном документе, включая персонал, а также местных и международных консультантов по вопросам здравоохранения, образования, занятых в данных программах, агентств по развитию, заинтересованных в укреплении здоровья через школы;
(в) для лидеров сообществ и других членов сообщества, таких как местные жители, религиозные лидеры, представители средств массовой информации, медицинские работники, социальные работники, психотерапевты, специалисты в области развития, члены организованных групп, например, молодежные группы, женские группы, заинтересованные в улучшении здоровья, образования и благополучия в школах и сообществах;
(г) членов школьных сообществ, включая учителей и представительские организации, консультантов, учащихся, администрации, персонал, родителей и работников сферы обслуживания в школах.


    1. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Образование в области здоровья, основанное на привитии навыков, представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни и условий на основе знаний, отношений и навыков с использованием познавательного опыта с акцентом на методике совместного участия.


Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни (определение ВОЗ). В частности, жизненные навыки включают в себя группу психосоциальных компетенций и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды с тем, чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
На протяжении многих десятилетий рекомендации в отношении охраны здоровья и здорового поведения рассматривались как «санитарное просвещение». Однако в рамках этого широкого термина санитарное просвещение может иметь самые разные формы. Санитарное просвещение определялось как «любое сочетание образовательного опыта, призванного обеспечить добровольную практику благоприятного для здоровья поведения» (Грин и др., 1980). В школе такое просвещение может быть включено в хорошо спланированный, последовательный учебный план для детей и молодежи, осуществляемый подготовленными педагогами и направленный на получение знаний и навыков в области охраны здоровья и создание положительного отношения к своему здоровью и благополучию. Образование в области здоровья охватывает широкий круг вопросов: эмоциональное и психическое здоровье, питание, злоупотребление алкоголем, табакокурение и потребление наркотических средств; репродуктивное и сексуальное здоровье; травмы и другие вопросы, с учетом прав человека и гендерного равенства как межсекторальных или основополагающих принципов. Обучение различным навыкам всегда включалось в санитарное образование. Психосоциальные и межличностные навыки являются главными, поскольку они включают в себя и общение, и принятие решений, и решения и преодоление проблем, самоуправление, а также умение избегать вредного для здоровья поведения. Одновременный учет знаний, отношений и навыков (с акцентом на навыки) является важной особенностью, отличающей образование на основе навыков от других методов образования по вопросам здоровья.
По мере развития образования в области здоровья за последнее десятилетие значительно возросли роль и значение психосоциальных навыков и навыков межличностного общения в развитии молодых людей, начиная с ранних лет, в детском, подростковом и юношеском возрасте. Полученные навыки в этой области влияют на способности и умение молодых людей защитить себя от угрозы собственному здоровью, создать компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений. Жизненные навыки увязывались с конкретным поведенческим выбором в отношении охраны здоровья, например, отказ от табакокурения, выбор здоровой диеты или информированный выбор в отношении безопасных взаимоотношений. В зависимости от цели и темы акцент может быть сделан на разных жизненных навыках. Например, навыки критического мышления и принятия решений важны для анализа, умения противостоять влиянию сверстников или средств массовой информации в отношении табакокурения; навыки межличностного общения необходимы при обсуждении альтернатив сексуальному поведенческому риску. Молодые люди имеют возможность также приобрести знания в области защиты собственных интересов, с помощью которых они могут оказывать влияние на более широкую аудиторию и окружение, влияющие на их здоровье. Их усилия могут привести к созданию зон, свободных от табака и оружия, обеспечению школ качественной питьевой водой и благоустроенными туалетами, помогут правильно выстраивать свое поведение в сфере репродуктивного и сексуального здоровья, в том числе использовать презервативы для профилактики ВИЧ-инфицирования.
Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, можно включать в школьный учебный план по-разному. Иногда оно может включаться в качестве обязательного предмета в расширенный учебный план. Иногда оно рассматривается в контексте вопросов, связанных с охраной здоровья и социальными аспектами, в рамках основных, скажем, гуманитарных дисциплин. Или оно может вводиться в качестве внеклассной программы (см. раздел 5.3.). Однако, независимо от того, где оно будет проводиться, все учителя и другой школьный персонал должны принимать активное участие в рамках своих предметов в санитарном образовании школьников на основе привития навыков с тем, чтобы закрепить этот процесс в школьной среде.
Примечание по поводу образования на основе выработки жизненных навыков и навыков зарабатывать средства для жизни
Термины «образование на основе жизненных навыков» и «санитарное образование в области здоровья на основе жизненных навыков» взаимозаменяемы. Различие между двумя подходами заключается только в содержании или в охватываемых вопросах. Образование на основе навыков делает акцент на вопросах здоровья. Образование в области здоровья на основе жизненных навыков может включать более глобальные вопросы - мир, права человека, гражданственность и другие социальные проблемы, включая охрану здоровья. Оба подхода рассматривают применение важных знаний, отношений и навыков в реальной жизни и применяют интерактивные методы преподавания и обучения.
Термин «навыки зарабатывать средства для жизни» относится к способностям, ресурсам и возможностям достижения индивидуальных и семейных экономических целей (Совет населения, Кения); другими словами, он означает получение дохода. Навыки зарабатывать средства для жизни включают в себя технические и профессиональные способности (плотницкое дело, шитье, компьютерное программирование и т.д.); навыки поиска работы - стратегию проведения интервью, управление бизнесом, предпринимательство и навыки управления денежными средствами.

Хотя навыки зарабатывания средств для жизни являются важными для выживания, охраны здоровья и развития, главное внимание в данном документе уделено другому аспекту.




    1. НА ЧТО НАПРАВЛЕНО ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ДАННОГО ДОКУМЕНТА


В данном документе главное внимание уделяется вопросам образования в области здоровья, основанном на привитии жизненных навыков с целью обучения детей и подростков тому, как вести и поддерживать здоровый образ жизни. В нем рассматриваются знания, отношения, навыки и поддержка, необходимые для того, чтобы практиковать здоровое поведение, иметь здоровые взаимоотношения и создавать здоровую среду.
В частности, данный документ:

  • дает определение санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки;

  • описывает теоретические основы;

  • анализирует образовательные подходы санитарного просвещения на основе жизненных навыков;

  • содержит доказательство на основе оценки и практического опыта, достаточные для того, чтобы внедрять образование на основе жизненных навыков в качестве части эффективной школьной программы санитарного просвещения;

  • анализирует критерии эффективных программ и подготовки тех, кто проводит такие программы;

  • дает описание имеющихся ресурсов.


Школьная среда. Образование в области здоровья на основе навыков и жизненные навыки могут быть и были внедрены во многие учреждения для широкого круга целевого населения. В данном документе делается акцент на школьные программы. Реформа в образовании дает возможность включить санитарное просвещение на основе навыков в учебный план и в различную внеклассную работу. Специальные программы для учащихся и родителей, а также программы консультирования, программы для школы/сообщества предлагают возможности для учащихся применять на практике все, что они узнают.
Участие учащихся в активном процессе обучения может укрепить взаимоотношения ученика и учителя, улучшить климат в классе, позволит применять различные стили обучения и обеспечить альтернативные способы обучения. Образование в области здоровья на основе жизненных навыков может и должно использоваться для решения проблем здоровья, с которыми могут столкнуться дети и молодые люди в школьной среде, включая употребление алкоголя, табака и наркотических средств; кишечные и другие глистные инфекции; питание; репродуктивное и сексуальное здоровье, а также профилактику насилия и ВИЧ/СПИДа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©lecture.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка