Таможенное законодательство украины в начале ХХІ столетия



Скачати 10.65 Mb.
Сторінка1/51
Дата конвертації16.05.2017
Розмір10.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


Додин Е.В.

д.ю.н., профессор, зав. кафедрой

морского и таможенного права ОНЮА
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ В НАЧАЛЕ ХХІ СТОЛЕТИЯ

Экономические преобразования, происходящие во всем мире, в том числе и в Украине, процессы глобализации, интеграции, расширение и углубление внешнеэкономических связей не оставляют шансов для нашего государства искать и устанавливать собственные национальные правила для его участия в мировом экономическом пространстве, поэтому унификация действующих в Украине правил регулирующих внешнеэкономическую деятельность с общепринятыми международными принципами и нормами в настоящее время становиться жизненно необходимым. Особенно это касается организации в стране таможенного дела, которое является важнейшим средством реализации внешнеэкономической политики государства. В ст. 34 ТКУ записано, что в таможенном деле Украина придерживается общепризнанных в международной практике систем классификации и кодирования товаров, таможенных режимов, таможенной статистики, других общепризнанных в мировых таможенных отношениях норм и стандартов, а также обеспечивает исполнение международных договоров Украины по вопросам таможенного дела, заключенных в установленном законом порядке.

Такие общепризнанные нормы, правила и стандарты организации таможенного дела, которые положены в основу национального таможенного законодательства многих стран, в свое время принимались рядом международных органов и организаций. Еще в конце 40-х начале 50-х годов активно функционировала Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, которая по сути дела заложила основы унификации таможенного законодательства, разработав таможенную конвенцию, касающуюся облегчений при ввозе товарных образцов и рекламных материалов (Женева, 7 февраля 1952 г.); таможенную конвенцию о контейнерах (Женева, 18 мая 1956 г.); таможенную конвенцию о ввозе коммерческих автотранспортных средств на ограниченный срок (Женева, 18 мая, 1956 г.); таможенную конвенцию о международных перевозках товаров с применением книжки МДП (Женева, 15 января 1959 г.). [1, С.52.]

Одновременно, с 1947 года начал функционировать образованный тринадцатью государствами Европы Таможенный комитет для сравнительного исследования различных аспектов таможенного дела, в том числе таможенных процедур в государствах-участниках, для стандартизации этих процедур, создания единой товарной номенклатуры, а также для принятия единых правил оценки товаров для таможенных целей. В результате к концу 1950 г. было подготовлено три проекта конвенций, ставших основой современного международного таможенного права, среди которых Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества, подписанная в Брюсселе 15 декабря 1950 г. [2] Она вступила в силу с 4 ноября 1952 г., и эта дата знаменует начало деятельности СТС.

19 июня 1992 г. было принято Постановление Верховной Совета Украины «О присоединении Украины к конвенции о создании Совета Таможенного Сотрудничества» согласно с которым Украины стала полноправным членом Организации. Украина входит до управляющего состава ВТО. [3, С. 522] В середине 90-х годов СТС был реорганизован во Всемирную Таможенную Организацию, что повлияло за собою расширение ее функций.

Украина автоматически стала участником этой организации. Ее участие во Всемирной таможенной организации способствует процессам унификации законодательной части таможенных процедур по действующим международным стандартам в этой отрасли, влияет на развитие международного сотрудничества с государствами-участниками.

Особенно эффективно участие ГТСУ в этой организации началось с 2004 года. Представители ГТСУ активно брали участие в мероприятиях, которые проводились в рамках деятельности рабочих органов, и отдельно, в инициативах влиятельных международных организаций, в том числе Всемирной торговой организации. Так, ГТСУ брала участие в 19-й сессии Научного подкомитета ВТО, который состоялся 18-24 января 2004 г. в Брюсселе, также в конференции участников таможенных служб государств-участников европейского региона ВТО, которая проходила в Москве с 28 по 30 января 2004 года. На 29-й сессии Подкомитета по пересмотру Гармонизованной системы ВТО, а также на заседаниях рабочей группы Комитета Гармонизованной системы описи и кодирования товаров.

Делегация ГТСУ принимала участие в 103/104 сессиях Совета ВТО, на которых присутствовали представители Европейской Комиссии, Мирового банка и других влияющих международных организаций. Главным предметом обсуждения стала роль и функции таможенных администраций в 21 столетии. Во время рассмотрения этого вопроса утвержден стратегический документ ВТО, который предлагает таможенным администрациям уделять больше внимания требованиям законной международной торговле, наладить комплексный информационный обмен, и одобрен годовой план ВТО на 2004/2005 годы.

Наиболее значимое для определения ориентиров интеграции Украины в мировое таможенное сотрудничество и выбора ориентиров ее таможенной политики явились 105/106 сессии Совета всемирной таможенной организации в июне 2005 г. Участие в ее работе приняла и делегация Украины во главе с председателем ГТСУ В. Скомаровским. Значение этих сессий состоит в том, что 24 июня 2005 года были приняты Рамочные стандарты, разработанные Стратегической Группой ВТО высокого уровня по обеспечению безопасности и упрощению процедур международной торговой цепи снабжения. Они представляют пакет из нескольких взаимосвязанных документов, которые обобщают передовую практику и опыт стран и объединений с мощнейшими таможенными администрациями. Эти стандарты очерчивают пути дальнейшего развития таможенных администраций, определяя в качестве основных из них: усовершенствование международного таможенного сотрудничества, отработку сотрудничества с деловыми кругами, увеличение полномочий таможенных органов в правоохранительной сфере, применение методов избирательности и анализа рисков, повышение роли аналитической и разведывательной работы, компьютеризацию, использование более совершенные технические средства таможенного контроля.

По словам генерального секретаря МТО Мишеля Дане, в Нормах заложены четыре основных принципа. Первый: до прибытия в место назначения груза данные о нем заблаговременно передаются из таможни отбытия в ту таможню, куда этот груз поступит. Второй – совершенствование процедур контроля, чтобы он стал более оперативным и эффективным. Третий – максимальное использование современных технологических новшеств, чтобы груза и багаж проходили досмотр качественнее и быстрее. Четвертый принцип – прямые отношения таможенных структур с конкретными экспортерами-импортерами товаров и услуг. Особенно важно подчеркнуть значение четвертого принципа, сформулированного генеральным секретарем ВТО. Дело в том, что по экспортным оценкам аналитиков минимум треть всех экспортно-импортных и реэкспортных операций осуществляется посредническими структурами. Большинство товаропроизводителей и товарополучателей, точнее – товаропотребителей, лишены прямого выхода на зарубежные рынки.

Это одна из причин высокой доли нелегальных внешнеэкономических операций, достигающих, по оценкам этих аналитиков, почти 40 процентов в фактическом объеме нашей внешней торговли. Отсюда и невозвращение валютной выручки, и уход от таможенно-налоговых платежей, и фальсификация таможенных документов и т.п. подчеркнем, что и таможенными операциями ныне занимаются десятки по сути посреднических фирм; уже вполне легальной стала категория «Таможенный бизнес». [4]

Поэтому, оценивая работу сессий Совета, В. Скомаровский отметил, что знаковым в ней является принятие Рамочных стандартов по обеспечению безопасности и упрощению процедур международной торговли. Принятие этого документа стало международным признанием необходимости укрепления правоохранительной функции и функции безопасности таможенных администраций во всем мире. [5, С. 1]

В принятом Советом документе большинство стандартов содержат четко определенные требования к национальному таможенному законодательству. Однако, среди них есть стандарты, имеющие отсылочный характер. Так, стандарт № 1 «Управление всеобщей (интегрированной) цепочкой поставки товаров», для полного его раскрытия, содержит отсылку к изданному ВТО пособию по управлению всеобщей (интегрированной) цепочкой поставки товаров. Оно содержит совокупность правил организации системы сбора информации о перемещении товаров через таможенную границу и управление этой системой.

Стандарт № 6 «Подробная информация в электронном виде», предусматривает обязанность таможни получать от лиц, перемещающих товары, своевременную подробную информацию на электронных носителях. К этому стандарту дано приложение, раскрывающего смысл содержащегося в нем требования. В нем идет речь о создании такой информационной технологии, которая позволила бы автоматически подавать таможенные декларации в электронном виде по каждой экспортно-импортной сделке. Такая технология должна гарантировать невозможность вмешательства со стороны третьих участников процесса товарообмена.

Учитывая объем содержания Рамочных стандартов, принятых сессией ВТО 24 июня 2005 г. в данной статье ограничимся лишь их перечислением, поскольку некоторые из них имеют значительный объем и надеемся, что в ближайшее время будет осуществлен квалифицированный их перевод с английского языка на украинский.

Как уже отмечалось, стандарты состоят из двух групп: 11 стандартов содержат рекомендации странам-участникам ВТО по оптимизации организации работы таможенных систем; 6 стандартов по организации взаимодействии бизнеса и таможенных структур.

Если обобщать, то 11 стандартов первой группы являются ничем иным, как рекомендацией национальным правительствам обеспечить свои таможни средствами труда, способствующими оптимальному достижению поставленной перед ними задачи.

Стандарт № 1. Управление всеобщей (интегрированной) цепочкой поставки товаров.

Стандарт № 2. Полномочия на инспектирование груза. У таможни должно быть право проверять любой груз - происходящий (произведенный), вывозимый, проходящий транзитом, включая и не выгружаемый, или перегружаемый в данной стране.

Стандарт № 3. Современные технологии при осмотре, предполагает, что таможни должны располагать средствами, позволяющими досматривать грузы без повреждения упаковки (оболочки), и выявлять радиацию.

Стандарт № 4. Риск-менеджмент, согласно которому таможня обязана внедрить систему управления рисками, позволяющую выявлять потенциально высокорисковые грузы.

Стандарт № 5. Высокорисковый груз или контейнер. Он понимает под высокорисковым грузом или контейнером груз или контейнер, в отношении которого отсутствует информация, позволяющая отнести его к низкорисковым на основании данных «тактической разведки», или который соответствует критериям высокого риска, предусмотренным методологией оценки риска.

Стандарт № 6. Подробная информация в электронном виде. Уже отмечалось, что он требует, чтобы должна быть обеспечена таможня должна быть своевременной подробной информацией на электронных носителях. Добавим только, что с точки зрения ВТО своевременность означает возможность адекватно оценить имеющий место риск.

Стандарт № 7. Мониторинг и обмен информацией. Предусматривает, что каждая таможня должна быть обеспечена средствами мониторинга и выявления рисковых грузов по определенным, заранее установленным критериям и средствами обмена этой информацией на международном уровне.

Стандарт № 8. Отчет о производительности. Смысл этого стандарта заключается в том, что таможня должна постоянно отчитываться в установленной форме о количестве высокорисковых грузов, проведенной оценке степени риска, в том числе непрямыми методами (без непосредственного контакта или досмотра груза), времени таможенной очистки, позитивных и негативных результатах. Такие отчеты должны обещаться в ВТО.

Стандарт № 9. Оценка степени безопасности. Устанавливает, что руководство таможни должно систематически оценивать безопасность товародвижения в международном товарообмене и оперативно заполнять возникающие бреши. Одним словом, таможня должна на основе данных аналитической работы устанавливать каналы движения контрабанды или иные способы сокрытия от таможенного оформления и на собственном уровне вырабатывать меры противодействия.

Стандарт № 10. Честность работников таможни. Устанавливает, что руководство таможни и другие компетентные органы должны стремиться внедрять программы предотвращения ошибок и проступков среди персонала, выявлять и бороться с нарушением принципов честности.

Стандарт № 11. Таможенный досмотр экспорта, согласно которому таможня должна по запросу импортирующей страны проводить проверку высокорисковых грузов.

Вторая группа это стандарты по организации взаимодействия бизнеса и таможенных органов. Ограничимся лишь их перечислением:

Стандарт № 1. Партнерство.

Стандарт № 2. Безопасность.

Стандарт № 3. Лицензирование таможенных брокеров.

Стандарт № 4. Технологии.

Стандарт № 5. Обмен информацией.

Стандарт № 6. Упрощение.

Выше уже проводилась оценка значения этих стандартов как руководителем ВТО, так и руководителем делегации ГТСУ. Не можем не отметить и то, что в печати появились и предложения по практическому внедрению их в наше национальное законодательство. Так, В. Скомаровский отметил: «Хочу подчеркнуть, что эффективное внедрение рамочных стандартов предусматривает обязательное представление с таможенными органами права на оперативно-розыскную деятельность и статуса правоохранительных органов.

Несомненно, такое заключение главы ГТСУ вполне обосновано и оправданно, поскольку уже длительное время это предложение, как практиков, так и ученых не может быть реализовано. Вместе с тем, отдельные комментарии Рамочных стандартов вызывает сомнения в компетентности их авторов. Так, А.Селютин пишет: «остается актуальным вопрос о технологическом обеспечении (таможен). Не имеет ли смысл выработать некое подобие государственной программы обеспечения таможни, которая предусматривала бы единые, пусть и минимальные, стандарты технологического обеспечения таможенных органов?» [6, С.16]

А.Селютин прав в том, что таможни еще не достаточно обеспечены техническими средствами таможенного контроля. Это отмечено и государственной программой «Контрабанде – стоп» на 2005-2006,в которой отмечается, что средняя обеспеченность таможенных органов техническими средствами контроля составляет 29 процентов необходимого, а моральный и физический их износ - 71 процент. Попытки преодоления такого негативного состояния технического вооружения таможенной системы уже предпринималось. Так, 22 сентября 2004 года Кабинет министров Украины своим постановлением утвердил Государственную целевую программу обеспечения таможенных органов техническими средствами таможенного контроля на 2004-2010 годы. В частности запланирована закупка рентгенаппаратов для проверки большегрузных автомобилей и контейнеров – 24 шт. (2 шт. будут закуплены уже в 2005 году), интроскопов рентгенотелевизионных-94шт. (3 шт. уже установлены в Западном регионе – Львовская, Галицкая и Ягодинская таможни, до конца года будет установлен на Волынской таможне),детекторы взрывчатых и наркотических веществ-89шт.

К сожалению, программа, предусмотренная КМУ 22 сентября 2004 г. выполнена слабо, потому в программном документе «Контрабанде-стоп» на 2005-2006 повышены требования к техническому оснащению таможен и в приложении №3 чётко указан перечень технических средств контроля, которыми таможни должны быть обеспечены к концу 2006г.

Потому вряд ли есть необходимость в разработке ещё одной программы «минимального технологического обеспечения таможенных органов» за принятие которых выступил А. Селюнин, ибо такие программы существуют и дело теперь за их выполнением. И хотелось бы обратить внимание на ещё один не совсем корректный комментарий А. Селюнина текста ст. № 6. В тексте отмечается что, заинтересованной общественности должна быть предоставлена возможность участвовать в процессе разработки изменений в таможенном законодательство. Комментируя это положения он пишет: «здесь нельзя не вспомнить о создании при Государственном таможенном комитете Общественного Совета с целью обеспечения проведения консультаций общественности по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере таможенного дела», он ошибается, поскольку в настоящее время во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 15.10.04 № 1378 и от 18.05.05. № 356 на базе Общественного Совета при Гостамслужбе Украины создана общественная коллегия при Председателе Государственной таможенной службы Украины (Приказ Гостамслужбы от 30.06.05 г. «О создании Общественной коллегии при Председателе Государственной таможенной службы Украины»). Её основными заданиями определено содействие в реализации гражданам конституционного права на участие в управлении государственной политики в области таможенного дела; обеспечением учёта общественного мнения в процессе подготовки нормативно-правовых актов Гостамслужбы Украины; представление предложений и законопроектов, что касаются таможенного дела, и нормативно-правовых актов Украины.

И, кроме того, хотелось бы обратить внимание А. Селянина на то, что такой орган как Государственный таможенный комитет Украины уже давно приказал долго жить, поскольку на его основе создан новый орган центральной исполнительной власти - Государственная таможенная служба Украины.

Принятие рамочных стандартов будет содействовать налаживанию сотрудничества между таможенными администрациями и деловыми кругами и в дальнейшем создаст необходимые для улучшения административных возможностей таможни и способствовать более выведенному курсу дальнейшего развития таможенного законодательства Украины.


Литература:

1. Сандровский К.К Таможенное право в Украине (национальное и международное). – К., 2000.

2. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества, Брюссель 15 декабря 1950 г.

3. Про приєднання України до Конвенції про створення Ради Митного Співробітництва: Постанова ВРУ від 19.06.1992 р. № 2479 // ВВРУ. – 1992. - № 35.

4. Таможня приросла принципами: Российская бизнес-газета от 17 июля 2005 г.

5. Скомаровский В. Принятые рамочные стандарты на сессии Всемирной таможенной организации значительно улучшают административные возможности таможни // Таможенная газета. – 2005. - № 7.

6. Селютин А. Новые стандарты таможенного дела // Юридическая практика. – 2005. - № 28.

Коломоєць Т.О.

д.ю.н., професор кафедри

адміністративного та господарського права,

заступник декана юридичного факультету

Запорізького національного університету
АДМІНІСТРАТИВНИЙ ПРИМУС ЯК РІЗНОВИД ДЕРЖАВНО-ПРАВОВОГО ПРИМУСУ: ОНОВЛЕНННЯ ПОТЕНЦІАЛУ В УМОВАХ СЬОГОДЕННЯ

Традиційно у вітчизняній правовій доктрині виділяється декілька різновидів державно-правового примусу, серед яких чільне місце посідав і зберігає до цього часу адміністративний примус. У більшості своїй вчені-юристи (наприклад, Л.Біла, С.Ківалов, В.Авер’янов, І.Голосніченко, В.Колпаков та ін.) називають його адміністративним, враховуючи нормативну базу його застосування. Однак детальний аналіз законодавства України, яке фіксує засади застосування заходів адміністративного примусу, свідчить про певну неузгодженість назви відповідного різновиду примусу та відповідної галузевої належності його засад. На сьогоднішній день засади застосування заходів адміністративного примусу визначають, поряд із адміністративним – базовим елементом, фінансове, податкове, митне, морське, інформаційне, земельне, екологічне право. І цей перелік галузевих складових національної системи права – нормативного підґрунтя адміністративного примусу, можна і далі продовжувати.

Отже, склалася ситуація, коли нормативне підґрунтя певного (у цьому аспекті адміністративного) різновиду державно-правового примусу із урахуванням вимог часу істотно змінилося, розширилося, збагатилося. І, як наслідок, вже не тільки норми однієї галузі права – адміністративного – виконують роль нормативної основи адміністративного примусу, а ціле нормативне формування, яке об’єднує норми кількох галузей, підгалузей та інститутів права. Що, у свою чергу, порушує питання про те, яким є реальний потенціал сучасного адміністративного примусу.

У вітчизняній правовій науці висловлюються різні пропозиції щодо вирішення цього питання. Аналіз різноманітних наукових, навчальних, публіцистичних джерел свідчить, що на сьогоднішній день сформувалося дві точки зору у середовищі вчених-юристів, а саме:

Перша - прихильники якої наполягають на тому, що в результаті певних процесів з’явилися, поряд із традиційним адміністративним, й нові різновиди державно-правового примусу – фінансовий, податковий, митний та інші, нормативні засади застосування яких визначають норми окремих галузей, інститутів права. Друга, навколо якої об’єдналася більшість науковців і точку зору яких варто підтримати, позиціонує тезу про те, що раніше існуючий адміністративний примус із урахуванням вимог часу істотно модифікував свій потенціал за рахунок ускладнення окремих ознак, однак, в той же час, зберіг свою самостійність, неподільність. Аргументувати дієвість останньої пропозиції можна зосередивши увагу на ознаках тих примусових заходів, засади яких визначені в адміністративному, фінансовому, інформаційному, земельному, екологічному праві та інших складових системи права України. А саме: застосування відповідних заходів здійснюється переважно у позасудовому (адміністративному) порядку з боку значної кількості уповноважених державою органів (осіб) відносно службово непідлеглих фізичних та юридичних осіб (спостерігається розмаїття суб’єктів застосування та суб’єктів, щодо яких здійснюється відповідне застосування) без урахування бажання останніх (ознаки класичного адміністративного примусу).

Юридико-фактичними підставами застосування відповідних примусових заходів є адміністративний проступок (хоча у правовій науці висловлюються пропозиції (інколи дещо дискусійні) щодо доцільності виділення адміністративно-митних, митних, екологічних, земельних проступків) на будь-якій стадії, а також діяння, яке не є адміністративним проступком, що було і залишається однією із специфічних ознак класичного адміністративного примусу й виділялося ще у роботах вчених-юристів ХІХ століття (наприклад, роботи І.Тарасова, В.Кобалевського та ін.).

Специфічною рисою адміністративного примусу завжди було й залишається на сьогоднішній день його багатоаспектна цільова спрямованість, що є цілком логічним у поєднанні із попередньою ознакою, яка включає попереджувальний, припиняючий та каральний аспекти. Аналіз вітчизняної нормативної бази застосування сучасних примусових заходів – норм фінансового, податкового, екологічного, митного, інформаційного права ті ін. свідчить про притаманність і відповідним заходам цієї ознаки. Застосування примусових заходів здійснюється у процесі реалізації функцій виконавчо-розпорядчої діяльності держави в оперативному (тривалі терміни не є характерними), спрощеному (відсутнє надмірне документаційне забезпечення) та економному (при мінімальних витратах) порядку у межах адміністративного провадження.

Як бачимо, ознаки сучасних примусових заходів, засади застосування яких визначені в адміністративному, фінансовому, податковому, екологічному, інформаційному, земельному, митному, морському праві, як і у більшості інших складових (публічного характеру) системи права України, запозичені у класичного різновиду державно-правового примусу, який традиційно виділяється у правовій науці у різні історичні періоди, - адміністративного примусу. При цьому більшість ознак у повному обсязі зберегли свій ресурс, а нормативна база розширилася, набула поліструктурного характеру. Базовим елементом останньої є адміністративне право, навколо якого об’єдналися норми інших складових (публічного характеру) системи права України. Саме тому недоцільним та безпідставним є виділення груп примусових заходів в якості нових самостійних різновидів державно-правового примусу лише за рахунок того, що у них є специфічна одна ознака – нормативна база застосування.

Зміна останньої у поєднані із збереженням решти ознак у примусових заходів, засади яких фіксуються у нормах фінансового, податкового, інформаційного, митного, морського, екологічного, земельного та інших складових (публічного характеру) системи права України, свідчить на користь існування традиційного адміністративного (позасудового) примусу у модифікованому, що зумовлено вимогами часу, вигляді. Саме тому, з метою усунення термінологічної плутанини, яка існує вже протягом досить тривалого часую, надання адміністративному примусу офіційного статусу на нормативному рівні бажаним вбачається прийняття окремого законодавчого акту, який би зафіксував його поняття, види примусових заходів, принципи та процедуру застосування. У цьому аспекті варто запозичити досвід зарубіжних країн, в яких аналогічні законодавчі акти вже існують протягом певного часу (наприклад, Великобританії, Італії тощо). Існування базового законодавчого акту, який би фіксував засади застосування адміністративного примусу лише позитивно вплинуло б на нормотворчу діяльність у відповідній сфері відносин, сприяло б її стабілізації, вдосконаленню примусової діяльності (як щодо заходів адміністративного примусу, так і інших різновидів державно-правового примусу) в цілому, раціональному використанню потенціалу адміністративного примусу у відносинах особи і держави у контексті істотної модифікації заходів державно-правового впливу, запровадження відносин “партнерського типу”.

Паліюк Василь Павлович,

к.ю.н., заступник голови

Апеляційного суду Миколаївської області

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


База даних захищена авторським правом ©lecture.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка