Програма для загальноосвітніх навчальних закладів



Сторінка1/3
Дата конвертації21.02.2017
Розмір0.81 Mb.
  1   2   3
Міністерство освіти і науки України

Література

(російська та світова)

Література

(російська та світова)

Інтегрований курс

10–11 класи

Рівень стандарту

Академічний рівень
Програма

для загальноосвітніх навчальних закладів

з російською мовою навчання

Пояснительная записка

Программа курса “Литература” (русская и мировая) для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти" от 14.01.2004 р. № 24. В ней представлены три образовательные линии, отражающие обязательный уровень литературной подготовки учащихся.

Первая образовательная линия – аксиологическая – реализуется в программе посредством отбора для изучения в школе выдающихся произведений русской и зарубежной литературы, ставших достоянием мировой словесной культуры, отличающихся высокими художественными достоинствами, воплощающих в себе общечеловеческие духовные ценности, способству­ющих нравственному воспитанию, общему культурному и эстетическому развитию учащихся.

Вторая образовательная линия – литературоведческая – конкретизирует содержание и структуру курса с целью глубокого постижения учащимися духовного и нравственно-эстетического содержания произведений искусства слова, формирования у них целостного представления о развитии мировой и родной литературы от древности до современности. В программах осуществляется задача изучения родной (русской) литературы в контексте мировой, чему способствует учёт исторически обусловленных особенностей развития русской и зарубежной литератур.

Третья образовательная линия – культурологическая – обеспечивается посредством привлечения при изучении программных произведений сведений историко-культурного и социокультурного характера, которые позволят учащимся глубже осмысливать происходящие в литературе изменения, оценивать выдающиеся художественные явления как неотъемлемую часть культуры в целом. В программах отводится значительное место для изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой других народов, что позволит школьникам успешнее усваивать общечеловеческий смысл и национальное своеобразие изучаемых произведений. Программные произведения рассматриваются также в широком контексте с другими видами искусства – музыкой, кино, театром, изобразительным искусством.



Цель предмета усвоение школьниками общечеловеческих духовных и художественных ценностей русской и мировой литературы, воспитание у них интереса к чтению и изучению лучших образцов произведений искусства слова, приобретение учащимися знаний о развитии русской литературы в контексте мирового литературного процесса от древности до наших дней, обогащение и расширение их читательского кругозора.

Предмет “Литература (русская и мировая)" призван содействовать формированию нравственно-мировоззренческих качеств учащихся, их духовно-ценностных ориентаций, расширению культурно-познаватель­ных интересов, воспитанию эстетических вкусов и потребностей.



Главные задачи изучения курса “Литература (русская и мировая)":

  • развитие у школьников интереса к чтению и изучению лучших произведений русской и мировой литературы, воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении, повышение качества выразительного чтения учащимися художественных текстов;

  • раскрытие духовного и художественного потенциала произведений русской и мировой литературы, ценности её общечеловеческих нравственных идеалов, содействие тому, чтобы они становились личностно значимыми для учащихся;

  • изучение литературного произведения как искусства слова, постижение его художественного мира, неповторимости индивидуального стиля автора, национального своеобразия произведения и его общечеловеческой значимости;

  • формирование умений анализа и интерпретации школьниками изучаемых произведений, создание благоприятных психолого-педаго­гических условий для самораскрытия и самовыражения учеников в процессе работы над художественным текстом, содействие проявлению личностного отношения школьников к прочитанному и его самостоятельной оценки;

  • активизация художественно-творческих потребностей учащихся, систематическое осуществление работы по развитию их самостоятельной творческой деятельности, устной и письменной речи, содействие раскрытию индивидуальных способностей школьников;

  • воспитание активного проявления собственного мнения, обучение культуре ведения диалога, общения в поликультурном пространстве;

  • подготовка квалифицированных читателей, способных ориентироваться в многообразии современной художественной литературы, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять её художественную ценность, содействие тому, чтобы чтение в школе и после её окончания стало их жизненной необходимостью.



5–9 классы
Содержание программы 5–9 классов определяется кругом интересов школьников и общими задачами обогащения их жизненного и читательского опыта достоянием лучших произведений русской и зарубежной литературы. Она включает в себя фольклор и художественные произведения, поднимающие вечные проблемы добра и зла, любви и сострадания, человеческого достоинства, прекрасного в природе и человеческой жизни и пр. В аннотациях к изучаемым темам внимание акцентируется на актуальных для современного читателя вопросах и проблемах, которые дают возможность трактовать художественное произведение в контексте современной жизни. Программа нацеливает на формирование у школьников разнообразных умений работы с художественным текстом, в том числе умений давать нравственную оценку героям и обосновывать её, комментировать фрагменты художественного текста, анализировать его компоненты, принимать участие в диалоге по обсуждаемой проблеме. В таком случае учащимся предоставляется возможность для большего самовыражения и высказывания собственной точки зрения.

Аннотации к изучаемым темам составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, расставляя нужные акценты в нём при подготовке к урокам и определении наиболее целесообразной методики их проведения.

Особенностью данной программы является интеграция в ней учебного материала из русской и мировой литератур. В 5–7 классах она осуществляется на основе тематико-хронологического принципа. Новизна подхода заключается в привлечении внимания к специфическим свойствам литературы, чем обусловлено название разделов. Учебный материал интегрируется на основе главных, присущих художественной литературе понятий, усвоение которых является определяющим в литературном образовании и развитии школьников подросткового возраста.

Так, наряду с разделами “Фольклор”, “Литературные сказки”, в 5-м классе предлагаются следующие: “Автор, тема, герой художественного произведения”, “Тема детства и родной природы в произведениях художественной литературы”. Это позволило, например, в одном разделе представить произведения писателей XIX века – русских и зарубежных (М. Лермонтова, И. Тургенева и Марка Твена). Программа 6-го класса должна расширить и углубить знания школьников о художественном произведении и его компонентах, чему и будут служить разделы “Тема и идея художественного произведения”, “Герой и обстоятельства” и т. п. В 7-м классе изучаемый материал объединяется в разделы, которые позволяют ученикам не только знакомиться с новыми произведениями русской и зарубежной литературы, но и с новыми теоретико-литературными понятиями. Этому будут способствовать разделы “Фольклор и художественная литература”, “Жанры художественной литературы”, “Рассказ и новелла” и т. д.

Такой подход предоставляет бóльшие возможности для интеграции учебного материала в программе, акцентирования внимания на общих для всех литератур свойствах произведений искусства слова. В то же время предложенные в программе произведения скомпонованы так, что принцип хронологии их изучения не нарушается. Благодаря этому учащиеся 5–7 классов, знакомясь с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, будут овладевать такими общими понятиями, как автор и его произведение, художественный текст и его компоненты и др. Программа предусматривает чёткую и последовательную работу по усвоению, закреплению этих понятий и обогащению знаний о них от темы к теме и от класса к классу. К примеру, понятие авторского отношения к изображаемым героям в 5-м классе осваивается вначале учащимися только практически (о необходи­мости такой работы указано в аннотациях). Само понятие о способах выражения авторского отношения к героям усваивается в 6-м классе. Аналогично проецируются на изучаемые художественные произведения и другие теоретические понятия, вынесенные в названия разделов. Таким образом, предложенный тематико-хронологический принцип организации учебного материала имеет в программе сквозное и взаимосвязанное действие: с одной стороны, школьники учатся осмысливать изучаемое произведение и значение компонентов художественного текста, с другой – понимают, как текст воспринимается читателем, который уже овладел необходимыми знаниями и умениями.

В 8-м классе, являющемся переходным от изучения пропедевтического курса к систематическому в 9–11-х классах, используется хронологический принцип интеграции учебного материала, который объединён в разделы по временному признаку. Например, изучение разделов “Из средневековой поэзии Востока”, “Из мировой литературы эпохи Возрождения” и т. д. позволит учащимся соотносить изучаемые произведения с определённой исторической и литературной эпохой, делать обобщения об особенностях развития литературы на каждом конкретном этапе.

Начиная с 9-го класса, изучаемый материал интегрируется на историко-литературной основе, поэтому русская и мировая литература представлены в программе блоками. Каждый из них объединяет произведения писателей русской или мировой литературы определённого исторического периода. Последовательность представления блоков каждой из литератур определяется сменой эпох в мировом литературном процессе, что позволяет изучать русскую литературу в контексте мировой.

Учитывая, что 9-й класс завершает основную школу, русская и мировая литература в этом классе представлена целостно: от древности до современности. Это позволит учащимся познакомиться с лучшими произведениями второй половины XIX и XX века.

Данная программа содержит новую рубрику “Контекст изучения”, в которой какое-либо конкретное произведение предлагается рассмотреть в сопоставлении с ранее изученными на уроках, типологически или генетически сходными произведениями русских, украинских писателей и писателей других стран. Эта рубрика открывает большие возможности в реализации как внутрилитературных, так и межлитературных связей, расширяет читательский кругозор учащихся, позволяет формировать у них компаративистические умения – сопоставлять поступки и поведение героев, события, обстоятельства и др. в произведениях разных национальных литератур. Кроме того, школьники приобретают знания культурологического характера, уделяя особое внимание историческим фактам и географическим сведениям, особенностям быта, национального уклада, описанным в произведениях. Все это позволит учащимся расширить и обогатить свои знания о мире и людях, получить представление о национальной самобытности литератур разных народов. Культурологический аспект этой рубрики усиливается ещё и в связи с тем, что изучаемый материал можно рассматривать не только в сравнении с другими литературными произведениями, но и с другими видами искусств – музыкой, театром, кино, изобразительным искусством.

Известно, что показателем плодотворной работы учителя являются живой интерес школьников к изучаемому произведению, их умения высказывать собственное отношение к прочитанному и давать ему самостоятельную оценку, вступать в диалог, отстаивая свою точку зрения. Формирование этих умений должно осуществляться систематически, на каждом уроке. Вместе с тем в данной программе разработана новая рубрика “Развитие умений работы над текстом художественного произведения”, в которой предусмотрены специальные уроки обучения разнообразным видам работ над художественным текстом и определены примерные их темы. На этих уроках учителю предоставляется возможность уделить особое внимание формированию как уже утвердившихся в методике умений работы над текстом, так и тех, которые продиктованы требованиями времени. Например, обучение умению вести диалог, читать и комментировать определённый текст, самостоятельно анализировать художественный текст в связи с поставленным заданием, создавать эссе о творчестве того или иного писателя и т. п.

Действующий в программе принцип вариативности предоставляет учителю право в отдельных случаях выбирать произведения для текстуального изучения. Это касается, например, изучения сказок, мифов, басен, лирических стихотворений, а также значительных по объёму произведений русской и зарубежной литературы.

В разделе “Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся” конкретизированы знания и умения школьников, приобретаемые ими на каждом новом этапе обучения (т. е. определены локальные цели). Предполагаемые результаты учитывают как содержание аннотаций к изучаемым темам, так и требования к знаниям и умениям учащихся 5–9 классов, которыми они должны овладеть на протяжении учебного года. Это позволит учителю диагностировать результаты учебной деятельности учащихся, постоянно фиксировать степень их продвижения в усвоении знаний и формировании умений, а также правильно и последовательно дозировать усложнение заданий и контролировать их выполнение.

Осуществлению задач литературного образования и развития учащихся 5–9-х классов будет способствовать работа учителя, основанная на творческом сотрудничестве с учащимися и постепенном предоставлении им всё большей самостоятельности. Это даст возможность школьникам глубже осваивать духовное и нравственно-эстетическое богатство изучаемых произведений, развивать их читательские умения и творческие способности.

10–11 классы
В 10–11-х классах программный материал интегрируется, как и в 9-м классе, на историко-литературной основе и разработан в виде блоков, расстановка которых определяется показателем первичности новых художественных явлений в той или иной литературе (направлений, течений). Блочная система позволит учащимся нагляднее представлять и глубже осмысливать особенности развития русской и мировой литературы на каждом историческом этапе. Такой подход способствует объективности и целостности изучения мирового литературного процесса, определяет место в нём родной (русской) литературы.

Предметом изучения литературы в 10–11-х классах является отдельное художественное произведение в историко-литературном и общекультурном контекстах. Поэтому преподавание курса в старших классах предусматривает актуализацию знаний учащихся по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке.

Отбор изучаемого материала для программы подчинён нескольким основным условиям, определяющим литературное образование старшеклас­сников, развитие у них самостоятельности мышления, нравственной и интеллектуальной сфер личности. К ним отнесены следующие:


  • соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников;

  • чтение и текстуальное изучение наиболее значимых произведений русской и зарубежной литературы;

  • сопоставление произведений разных национальных литератур;

  • чтение и анализ литературно-критических материалов.

Изучение русской литературы в контексте мировой направлено на формирование у старшеклассников потребности в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа и человечества, в понимании роли искусства, творческого пути писателей, их вклада в русскую и мировую культуру. Учащиеся получают более широкие возможности устанавливать взаимосвязи конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов, что позволяет обратиться к “вечным темам”, приблизить произведения прошлого к современности, а значит – усилить нравственно-эстетическое воздействие их на учащихся. В значительной мере осуществлению этих задач способствует рубрика “Контекст изучения”, в которой опре­делены внутрилитературные и межлитературные связи, а также раскрыты возможности сопоставления литературных произведений с другими видами искусств.

Построение интегрированного систематического курса в 9–11-х классах базируется на линейной основе, т. е. учитывается хронологическая последовательность в представлении творчества того или иного писателя. Однако, исходя из необходимости подготовить программу 9-го класса в завершённом виде, использован и концентрический принцип, который распространяется на 9–10-е классы. Это проявляется в том, что произведения раздела “Из литературы эпохи Возрождения” и творчество таких писателей, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, изучаются дважды в систематическом курсе: в 9-м и 10-м классах. Все произведения, перенесённые из 9-го класса в 10-й, находятся в большем соответствии с возрастными психологическими особенностями восприятия их школьниками.

В программе реализуется принцип вариативности, позволяющий учителю в отдельных случаях выбирать произведения для чтения и изучения.

В 10–11-х классах осуществляется преемственность с основной школой в развитии у школьников умений работы над текстом художественного произведения, что отражено в соответствующей рубрике. В старших классах ученики овладевают более сложными умениями работы над художественным текстом, которые формируются на всех этапах изучения произведения и курса в целом. Этому будут способствовать и специальные уроки, предусма­т­ривающие обучение таким важным умениям в старших классах, как, например, выявление авторской позиции в художественном произведении, анализ стихотворения, формулирование проблем, поднятых автором в произведении, умение вести диалог и т. д. В целом, программа по развитию творческой деятельности и речи учащихся, разработанная для 5–11 классов, ставит своей целью обучение таким основным умениям работы над художествен­ным текстом, как пересказ (с разнообразными творческими заданиями), комментирование, анализ и интерпретация. Раздел “Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся” в программе предусматривает постепенное и последовательное формирование у школьников этих умений, овладение которыми на завершающем этапе обучения будет способствовать выработке самостоятельности мышления у старшеклассников, более свободному их самовыражению и способности давать собственную оценку прочитанному.

Учителю предоставляется право менять количество часов на изучение той или иной темы, а также по своему усмотрению планировать уроки внеклассного чтения и использовать резерв времени.

10 класс


(70 часов в год; 2 часа в неделю)


Количе­ство
часов


Содержание учебного
материала


Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1

5

1



3

1


3

8

1



8

1


8

4


3

3

3


4

5



2

1

2




ВВЕДЕНИЕ

Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9-м классе). Общечеловеческое зна­чение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика эпохи Возрождения (с обобщением изученного в 8-м и 9-м классах).

Драмы Шекспира и роман Сервантеса “Дон Кихот” – высшие достижения литературы Позднего Возрождения.



Вильям

ШЕКСПИР

Гамлет”. Сонеты (21, 25, 30, 66, 90, 91, 102, 130 – по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга В. Шекспира (с обобщением знаний, приобретённых в 8-м классе).

Гамлет”. Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью. Проблема выбора. Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести. Многогранное изображение характеров в трагедии.

Глубина чувств в сонетах Шекспира, его вклад в мировую культуру.
Сонеты.

Теоретические сведения. Трагедия (углубление знаний: столкновение сильной личности с судьбой, обществом, миром); “вечные образы” в литературе (закрепление знаний).


Контекст изучения. “Гамлет” Шекспира на сцене и в кино.

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении.

Мигель де

СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” (отдельные главы по выбору учителя).

Сведения о знаменитом испанском писателе эпохи Возрождения.

Время и место действия ро­мана Сервантеса. Самоотвер­женность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеа­лам справедливости, гу­ман­ности. Роль образа Санчо Пан­сы в раскрытии характера глав­ного героя.



Теоретические сведения. Понятие о романе. “Вечные образы” в художественной литературе (закрепление знаний).


Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Анализ текста, содержащего описание портрета в художественном произведении.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ


Распространение просветительских идей демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности в XVIII–начале XIX века. Выдающиеся представители культуры эпохи Просвещения.

Иоганн Вольфганг

ГЁТЕ

Фауст” (“Пролог на небесах”; сцена 2 – “У городских ворот”; сцены 3 и 4 – “Кабинет Фауста”; сцена 12 – “Сад”; сцена 19 – “Ночь. Улица перед домом Гретхен”; сцена 25 – “Тюрьма”; последний монолог Фауста – II часть: обзор с чтением и анализом отдельных сцен).

Сведения о жизни и творчестве немецкого писателя-про­светителя И. В. Гёте.

Философская трагедия “Фауст”. Поиски смысла жизни и ответов на главные вопросы жизни. Спор о призвании человека. Борьба добра и зла как движущая сила совершенствования человека. Вечные образы: Фауст и Мефистофель. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста. Тема любви в трагедии.



Теоретические сведения. Трагедия (обогащение знаний: философская трагедия); “вечные образы” (закрепление знаний).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА


Утверждение и развитие реализма – нового художественного направления в мировой и русской литературе. Глубокое постижение действительности, изображение её в образах, соответствующих сути самой жизни, раскрытие влияния социальных обстоятельств на человеческие судьбы и духовный мир людей, типизация образов и фактов в произведениях реалистической литературы. Выдающиеся представители реализма первой половины ХIХ века русской и мировой литературы.
Русская литература
Александр Сергеевич ПУШКИН

Лирика: “Вновь я посетил…”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Два чувства дивно близки нам…”, “Отцы пустынники и жёны непорочны…”, “Элегия (“Безумных лет угасшее веселье…”); “Пророк”, “Поэту”, “Я памятник себе воздвиг…”; “Евгений Онегин”.

Жизнь и творчество А. С. Пуш­кина, его связь с Украиной.

Лирика. Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, поиски смысла бытия, внутренней свободы, отношений человека с Богом, осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка, идея преемственности поколений, нравственное решение проблем человека и его времени: памятник человеку – его “ чувства добрые” и дела.

Теоретические сведения. Лирика (обогащение знаний: понятие о философской лирике).

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу стихотворения.

Евгений Онегин” – величайшее достояние русской культуры. “Поэзия жизни действительной” как художественное содержание произведения.

“Странный” герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цель­ность характера героини, воз­вышенно-романтический склад души, женственность; благородство и глубина её натуры, искренность чувств, естественность и красота духовных устремлений. Близость к народной жизни как основа нравствен­­ного совершенства героини.

Непреходящее значение философских и нравственных проблем романа (смысл жизни, невозможность подлинного счастья без высокой цели, губительность индивидуализма и эгоизма, верность долгу).

Композиция романа: образ автора, картины природы, лирические отступления. Богатство, своеобразие поэтического языка. “Онегинская строфа”.

Роль Пушкина в становлении русского литературного языка и развитии русской литературы.

В. Белинский. “Сочинения Алек­сандра Пушкина” (статьи восьмая и девятая, в сокращении).



Теоретические сведения. Понятие о реализме, понятие о литературном типе (закрепление знаний). Понятие о романе (обогащение знаний: роман в стихах).

Контекст изучения. Произведения Пушкина в искусстве (иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина В. Фаворского, М. Врубеля, Н. Кузьмина, А. Бенуа, А. Пластова и др.; опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”).
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

Лирика: “Дума”, “Пророк”, “Как часто, пёстрою толпою окружён…”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Родина”; любовная лирика (по выбору учи­теля); “Герой нашего времени”.

Жизнь и творчество.



Лирика. Темы судьбы поколения, роли поэта и поэзии и назначения поэзии в жизни общества, любви к родине. Лермонтов и Пушкин. Философская лирика поэта. Лермонтов и Байрон. Лермонтов и Шевченко.
Герой нашего времени” – первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина (нарушение хронологической последователь­ности, “венок повестей”, “значе­ние второстепенных дей­ствую­щих лиц; смена рассказчиков; картины природы).

Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Мери. Печорин и Вера.

Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения.

Критика. В. Белинский. Статья “Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова”.



Теоретические сведения. Понятие о психологическом романе. Внутренний монолог. Романтизм и реализм (обогащение знаний: соотношение и взаимодействие романтизма и реализма в художественном произведении).

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении.

Николай Васильевич

ГОГОЛЬ

Шинель”, “Мёртвые души”.

Жизнь и творчество Н. В. Го­голя (с обобщением изученного), его связь с Украиной.

Личность писателя. Общая характеристика раннего творчества.

Шинель”. Человек и государство, значение образа рассказчика. Гуманистический пафос произведения; традиции и новаторство в изображении “маленького человека”.

Мёртвые души”. История создания. Особенности жанра и композиции. Образы помещиков и чиновников: их уподобление вещам и животным как указание на духовную смерть. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников, приёмы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Образ Чичикова: разоблачение деятельности и инициативы в мире “мёртвых душ” (биография Чичикова – путь к афере). Особое место образов Плюшкина и Чичикова. Чичиков как антигерой.

“Живая Россия” в поэме. Образ автора, его нравственная позиция. Контраст лирических отступлений с тоном основного повествования. Своеобразие пейзажа. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм произведения.

Теоретические сведения. Литературный тип (обогащение знаний: единство индивидуального и типического как основа достоверности художественного образа). Герой художественного произведения (обо­гащение знаний: антигерой). Сатира (обогащение знаний: сарказм как сатирический приём). Образ-символ (закрепление знаний).
Из мировой литературы
Развитие жанра социально-психологического романа в мировой литературе первой половины XIX века. Изображение столкновения неординарной лич­ности с законами общества, острая критика власти золота, обращение к проблеме духовных исканий человека.

Фредерик СТЕНДАЛЬ

Красное и чёрное”.

Сведения о жизни и творчестве французского писателя.

Многозначность символического названия романа Стендаля “Красное и чёрное”, значение подзаголовка “Хроника XIX века”. Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Изображение дру­гих персонажей сквозь призму восприятия Сореля. Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы.




Теоретические сведения. Роман (обогащение знаний: социально-психологический ро­ман).

Оноре де

БАЛЬЗАК

Гобсек” или “Отец Горио”.

Сведения о жизни и творчестве О. де Бальзака.

Автор “Человеческой комедии” – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.

Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.

Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.



Теоретические сведения. Художественная деталь (закреп­ление знаний).

Контекст изучения. Тема власти денег в повести О. де Баль­зака “Гобсек” и комедии И. Кар­пенко-Карого “Сто тысяч”.
ЛИТЕРАТУРА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА
Расцвет реализма в мировой литературе и искусстве. Многогранное изображение героя во взаимоотношениях с окружающей средой, раскрытие его характера в конфликтных ситуациях.

Точные социально-психоло­гические характеристики общественных типов в русской литературе: “лишнего человека” (“Рудин” И. Тургенева), “нигилиста” (“Отцы и дети” И. Тургенева и др.). Появление нового героя – европеизированного предпринимателя (пьесы А. Ост­ровского), углублённый психологизм, реалистическая детализация в лирических произведениях (Ф. Тютчев, А. Фет).


Из мировой литературы
Ги де

МОПАССАН

Пышка”, “Мадемуазель Фифи”, “Тётушка Соваж”, “Два приятеля”, “Дядюшка Милон”, “Лунный свет” (по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве французского писателя.

Мастерство Мопассана-новел­листа. Разоблачение им мнимого благополучия буржуазной жизни. Изображение внутренней красоты, мужества и несгибаемой силы духа простых, внешне ничем не примечательных людей.

Краткость, динамизм и драматизм повествования, выразительность и психологическая глубина характеров. Богатство языка, сюжетная оригинальность новелл Мопассана.
Теоретические сведения. Новелла (закрепление знаний).

Генрик ИБСЕН

Кукольный дом”.

Сведения о норвежском драматурге и поэте.

Кукольный дом”. Изображение проблем повседневной семейной жизни. Напряжённость внешнего действия, развитие внутреннего мира главной героини, психологизм пьесы. Новаторство Ибсена-драматурга.


Теоретические сведения. Драма (обогащение знаний: аналитическая пьеса).

Русская литература
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ

Гроза” или “Бесприданница”.

Сведения о жизни и творчестве драматурга.

Жизненная основа пьес, типичность характеров, созданных драматургом. “Темы горячего сердца” и “тёмного царства”, драматический конфликт в пьесах А. Островского. Протест против унижения человеческой личности. Трагический финал. Художественное своеобразие драм “Гроза” и “Бесприданница”; подтекст, психологизм, ли­ричность.

А. Островский в критике (Н. Добролюбов. “Луч света в тёмном царстве”; А. Григорьев. “После “Грозы”).
Теоретические сведения. Понятие о социально-психоло­гической драме. Драматургический конфликт (закрепление знаний).

Контекст изучения. Пьесы А. Островского на сцене и в кино.
Иван Сергеевич

ТУРГЕНЕВ

Отцы и дети” или “Накануне”.

Жизнь и творчество писателя (с обобщением знаний, полученных в предыдущих классах), его связи с Украиной
(И. Франко об И. Тургеневе).
И. Тургенев как исследователь и пропагандист творчества Мар­ко Вовчок.

Отцы и дети”. Широкий обобщающий смысл названия романа. Духовный конфликт (противоположное отношение к духовным ценностям: к любви, к природе, к искусству) людей разных поколений. Базаров в системе действующих лиц. Причина его конфликта с окружающими, его одиночество. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа “Отцы и дети”.

Критика о Тургеневе. Д. Писарев. “Базаров”; Н. Страхов “Отцы и дети” И. С. Тургенева”; М. Антонович. “Асмодей нашего времени” (знакомство с отдельными положениями статей).

Накануне”. Новый тип “героя времени”, широта его интересов и осознанность жизненной цели. Призыв к “дея­тельному добру”, отречение от личного во имя общего. Образ “тургеневской девушки”. Идея жертвенной любви в романе.



Теоретические сведения. Понятие о стиле писателя. Социально-психологический роман (обогащение знаний: введение в текст романа элементов “политической полемики”).

Фёдор Иванович

ТЮТЧЕВ

Умом Россию не понять…”, “К. Б.” (“Я встретил вас…”), “Слёзы людские, о слёзы людские…”, “Пошли, господь, свою отраду…”, “Осенний вечер”, “Душа хотела б быть звездой…”,


“Я помню время золотое…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Нам не дано предугадать…”
и другие стихотворения (по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве поэта. Философская глубина и гуманистическая основа лирики Ф. Тютчева.

Изображение единства природы и внутреннего мира человека. Психологическая правда в раскрытии человеческих переживаний.

Ритмическое своеобразие стиха Ф. Тютчева; богатство смысловых оттенков слова.



Теоретические сведения. Композиция (обогащение знаний: композиция лирического стихотворения).

Контекст изучения. Романсы С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева “Весенние воды”, С. Данаурова и неизвестного автора на стихи Ф. Тютчева “Я встретил вас…”.

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Анализ стихотворений и взаимное рецензирование учащимися результатов анализа.
Афанасий Афанасьевич

ФЕТ

Шёпот, робкое дыханье…”, “Ещё весны душистой нега…”, “Осень”, “Поэтам”, “Чудная картина…”, “Какая ночь, как воздух чист…”, “Деревня” и другие стихотворения (по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве поэта.

А. Фет – тончайший лирик, певец родной природы. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях о природе. Мастерство воплощения мимолётных настроений и переживаний. Богатство слуховых и зрительных впечатлений. Утончённо-чув­ственный психологизм любовной лирики. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.



Контекст изучения. Романсы на стихи А. Фета “На заре ты её не буди…” А. Варламова и “Сияла ночь. Луной был полон сад…” П. Чайковского.

Учащийся:

называет этапы развития мировой литературы, с которыми учащиеся познакомились в 9-м классе, отмечает значение русской литературы и присущие ей национальные черты.

Рассказывает об эпохе Возрождения, называет её представителей, привлекая знания, приобретённые в предыдущих классах.

Рассказывает о жизни и творчестве В. Шекспира с привлечением знаний, полученных в 8-м классе.


Знает содержание трагедии; комментирует фрагменты, раскрывающие внутреннее состояние Гамлета, формулирует проблемы, поставленные в трагедии (ведёт диалог); анализирует сцены в соответствии с предложенным заданием; характеризует действующих лиц, выявляя авторскую позицию; раскрывает смысл драматургического конфликта трагедии; отмечает многогранность изображения характера главного героя.

Выразительно читает и комментирует сонеты Шекспира; раскрывает смысл их лирического содержания, отмечает их интонационное богатство и эмоциональную выразительность.

Раскрывает, как показал Шекспир в своей трагедии “Гамлет” столкновение сильного характера с окружающей его средой и обстоятельствами; определяет характерные черты “вечного образа” в шекспировском Гамлете.
Сопоставляет литературные образы трагедии со сценическими и кинообразами, называет известных российских исполнителей образа Гамлета.

Выделяет необходимый текст и анализирует его, раскрывая авторскую позицию в трагедии “Гамлет” (глубина понимания автором воспроизводимой жиз­ни, изображение индивидуальных, наиболее характерных черт характеров героев и выражение эмоциональной оценки по отношению к ним).


Рассказывает о Сервантесе и его знаменитом романе “Дон Кихот”.

Знает содержание изученных глав романа; пересказывает и комментирует фрагменты текста; словесно рисует портреты главных героев, характеризует героев, раскрывая мотивы их поступков и поведения, определяя главные отличительные черты их характеров (самостоятельно анализирует при этом не менее двух фрагментов текста), даёт собственную оценку изображаемого в романе; раскрывает отношение автора к героям и идейное содержание произведения; ведёт диалог по предложенному заданию проблемного характера.

Называет характерные особенности романа как литературного жанра на примерах из романа “Дон Кихот” Сервантеса; объясняет, почему образ Дон Кихота относят к “вечным образам”.

Готовит устный развёрнутый ответ на вопрос “Роль портрета в раскрытии образа Дон Кихота (Санчо Пансы)”.


Объясняет сущность идеологии эпохи Просвещения, называет её представителей.

Рассказывает о жизни и творчестве Гёте, о создании им философской трагедии “Фауст”.

Читает и комментирует сцены драмы, разъясняя смысл внутренней раздвоенности Фа­уста и его стремления постигнуть “вселенной внутреннюю связь”; анализирует сцену диалога Фауста и Мефистофеля (“Рабочая комната Фауста”), раскрывая сущность их спора; характеризует образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты, выявляя авторскую позицию в изображении их; анализирует фрагменты текста, содержащие языковую характеристику действующих лиц; комментирует последний монолог Фауста, раскрывает идейный смысл трагедии.

Отмечает признаки философской трагедии на примере “Фауста” Гёте; объясняет, почему образы Фауста и Мефистофеля относят к “вечным образам”.

Отмечает характерные черты реалистических произведений, приводит примеры из изученного в 9-м классе.

Рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина, используя знания, приобретённые в предыдущих классах.

Выразительно читает и комментирует стихотворения, рас­крывает глубину их лирического содержания, определяет основные мотивы и темы стихотворений, даёт собственную оценку им, отмечает художественные достоинства лирики Пушкина.

Объясняет смысл поня­тия философской лирики, приво­дит примеры стихотворений
А. С. Пуш­кина.

Готовит анализ одного из стихотворений А. Пушкина.

Знает содержание романа, читает выразительно и комментирует отрывки из него,
определяет тему произведения, самостоятельно анализирует текст в соответствии с предложенными заданиями (эвристическими, проблемными, характеристикой образов и др.), сравнивает образы (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга, Та­тьяна – Онегин), ведёт диалог по предложенному заданию; выявляет авторское отношение к героям и даёт им собственную оценку.

Определяет идейно-художе­ственную значимость композиции романа: объясняет значение образа автора, комментирует и анализирует текст, содержащий описания природы, портретов героев, лирических отступлений. Определяет роль изобразительно-выразительных средств языка, выделяет особенности “онегинской строфы”, раскрывает идейное содержание романа.

Отмечает значение творчества А. С. Пушкина для развития русской литературы и русского литературного языка.

Комментирует основные положения статьи В. Г. Белинского “Сочинения Александра Пуш­кина).

Отмечает признаки реалистического произведения в романе “Евгений Онегин”, объясняет смысл понятия литературного типа на примере образа Евгения Онегина.

Сопоставляет роман “Евгений Онегин” с иллюстрациями к нему и оперой (иллюстративное и музыкальное воплощение образов, отдельных эпизодов сюжета).


Рассказывает о жизни и твор­ческой деятельности М. Ю. Лер­монтова (с привлечением знаний, приобретённых в предыдущих классах).

Выразительно читает, комментирует и анализирует стихотворения, раскрывает мысли, чувства и настроения лирического героя, оценивает достоинства поэтического языка стихотворений Лермонтова, вы­ражает собственное отношение к ним.

Знает содержание романа, комментирует и выразительно читает отрывки из него, анализирует текст, содержащий изображение поступков главного героя, его взаимоотношений с другими действующими лицами, описания внутренних монологов Печорина; сравнивает Печорина с другими героями романа, определяя авторское отношение к ним и авторскую точку зрения на происходящие события; раскрывает роль композиции в раскрытии характера героя, даёт собственную оценку героям романа (ведёт диалог); определяет идейно-худо­же­ственную роль описаний природы и портретных зарисовок, значение изобразительно-выразительных средств языка, значение смены рассказчиков, объясняет смысл названия романа.

Комментирует основные положения статьи В. Белинского.
Отмечает характерные признаки психологического романа, находит в тексте романа примеры взаимодействия романтизма и реализма.

Формулирует проблемы, под­нятые М. Лермонтовым в романе “Герой нашего времени” (о смысле жизни, о социальной активности человека, о границах человеческой воли, об ответственном отношении к жизни и др.)


Рассказывает о жизни и творчестве писателя, привлекая знания, приобретённые в предыдущих классах.


Знает содержание рассказа, анализирует его в соответствии с рассматриваемой в нём проблемой “маленького человека”; определяет авторскую позицию и значение образа рассказчика в произведении; объясняет роль фантастических элементов; раскрывает, в чём состоит гуманистический пафос рассказа; ведёт диалог по предложенному заданию.

Знает содержание произведения, комментирует и выразительно читает отрывки из него; анализирует текст в соответствии с заданиями (характеризует персонажей, определяет роль сюжетно-композиционных элементов – описаний портретов, интерьеров, отвечает на вопросы эвристического и проблемного характера); делает выводы о значении образов Чичикова, помещиков и чиновников в раскрытии авторского замысла (ведёт диалог); анализирует текст, содержащий ли­рические отступления, определяет их идейно-художе­ствен­ную роль; раскрывает значение комического в поэме (юмор, ирония, сарказм), образа автора в ней; объясняет причину незавершённости авторского замысла и смысл названия поэмы.

Отмечает типические и индивидуальные черты характеров персонажей поэмы; объясняет смысл понятия “антигерой” на примере образа Чичикова; приводит примеры использования Гоголем сатирического приёма сарказма и образа-символа.
Составляет тезисы лекции учителя.

Рассказывает о жизни и творчестве Ф. Стендаля.

Знает содержание романа, характеризует главного героя, анализируя текст, содержащий описания его поступков, объясняет мотивы поведения героя; раскрывает эволюцию его духовного прозрения; характеризует и сопоставляет женские образы в романе, даёт им собственную оценку; объясняет смысл символического названия романа; принимает участие в диалоге по предложенному заданию.

Называет характерные признаки социально-психологичес­кого романа на примере изученного произведения Стендаля.

Рассказывает о жизни и творчестве французского писателя.

Знает содержание изучаемой повести; формулирует проблемы, поставленные в ней; ведёт диалог, раскрывая их; анализирует текст в соответствии с поставленным заданием; характеризует образы героев, выделяя доминирующую черту их характеров; опре­деляет авторскую позицию; объясняет роль художественной детали и портретных зарисовок; даёт собственную оценку произведению.

Отмечает своеобразие баль­­заковской детали.
Сопоставляет образы Гобсека и Калитки, раскрывая губительное влияние власти денег на судьбы этих героев.
Составляет тезисы лекции учителя.

Рассказывает о жизни и творчестве Ги де Мопассана.

Знает содержание изученных новелл; комментирует фрагменты текста, являющиеся завязкой произведения и отрывки, содержащие описания портретов; характеризует героев, изображённых в экстремальных ситуациях (ведёт диалог), выявляя авторское отношение к ним; определяет проблематику новелл; отмечает особенности их сюжетов и языка; даёт собственную оценку изученным новеллам.

Отмечает художественное своеобразие новелл Мопассана.


Рассказывает о жизни и творчестве Г. Ибсена.

Знает содержание пьесы; выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах); анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика персонажей, объяснение приёмов аналитической структуры пьесы – раскрытие истинной сути отношений в семье Норы); принимает участие в диалоге; делает выводы о новаторстве Ибсена-драматур­га.

Отмечает особенности аналитической драмы на примере драмы Г. Ибсена.

Рассказывает о жизни и творчестве А. Островского.

Знает содержание изученной пьесы; комментирует, выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах);


определяет проблемы, поднятые драматургом; анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика образов, раскрытие особенностей драматического конфликта, подтекста, выявление роли лирических монологов и др.); принимает участие в диалоге по предложенному заданию; делает самостоятельные выводы об авторской позиции, идейном содержании драмы; комментирует основные положения изучаемых литературно-критичес­ких статей; даёт собственную оценку произведению.

Объясняет смысл понятия социально-психологической дра­мы, отмечает её признаки в изученной драме.


Сопоставляет литературные образы драм со сценическими и кинообразами.
Рассказывает о жизни и творчестве И. С. Тургенева (с использованием знаний, приобре­тённых в предыдущих классах).

Знает содержание изучен­ного романа; комментирует отрывки из него, содержащие описания портрета, занятий, рассуждений героя (“Отцы и дети”), высказывания Инсарова о родине, описания зарожда­ющейся любви Елены и Инсарова (“Накануне”); анализирует диалоги споров Базарова с Кирсановыми, выражая собственное отношение к героям (“Отцы и дети”); формулирует проблемы, поставленные в изучаемом романе, и ведёт диалог, раскрывая их; характеризует героев, оценивая их нравственную и социальную позицию, определяет авторское отношение к ним и авторскую позицию; объясняет смысл названия изученного романа; комментирует основные положения изученных статей; делает самостоятельные выводы об актуальности проблем и образов изученного романа.


Раскрывает смысл понятия “стиль писателя”, отмечает характерные особенности стиля романа И. Тургенева “Отцы и дети” (или “Накануне”).

Рассказывает о жизни и творчестве Ф. Тютчева.

Выразительно читает и комментирует стихотворения; определяет темы и основные мотивы лирики Тютчева; передаёт своё впечатление от чтения его стихотворений; анализирует стихотворения, раскрывая их философскую глубину и психологизм; отмечает роль реалистической детали, изобра­зи­тельно-выразительных средств поэтического языка.

Раскрывает особенности ком­позиции лирического стихотворения на примерах стихотворений Ф. Тютчева.

Сопоставляет стихотворения Ф. Тютчева с их музыкальными воплощениями.


Анализирует стихотворения Ф. Тютчева и рецензирует результаты анализа своих одноклассников.

Рассказывает о жизни и творчестве А. Фета.

Выразительно читает и комментирует стихотворения, рас­крывая своеобразие мыслей и чувств лирического героя Фета, символических картин мгновений природы и мимолётного состояния души человека; отмечает художественные достоинства поэтического языка; делает выводы об отражении теории “чистого искусства” в лирике Фета.

Сопоставляет стихотворения А. Фета с их музыкальными воплощениями.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©lecture.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка