Програма для загальноосвітніх навчальних закладів



Скачати 447.92 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації26.12.2016
Розмір447.92 Kb.
  1   2
Література

(російська та зарубіжна)

Інтегрований курс

10–11 класи

рівень стандарту

академічний рівень


Програма

для загальноосвітніх навчальних закладів

з російською мовою навчання

(затверджено наказом МОН від 14.07.2016 № 826)



10 КЛАСС
Всего на изучение курса – 70 часов (2 часа в неделю)

Текстуальное изучение – 59 часов

Внеклассное и семейное чтение – 4 часа

Развитие речи – 4 часа

Резерв – 2 часа



К-во часов


Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся


1

ВВЕДЕНИЕ.

Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9-м классе). Общечеловеческое значение литературы.




Учащийся:

называет этапы развития мировой литературы, с которыми познакомился в 9-м классе.





12


ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1


Обзор. Общая характеристика эпохи Возрождения (с обобщением изученного в 8-м и 9-м классах).

Драмы Шекспира и роман Сервантеса “Дон Кихот” – высшие достижения литературы Позднего Возрождения.




Рассказывает об эпохе Возрождения, называет её представителей, привлекая знания, приобретённые в предыдущих классах.

6


Вильям ШЕКСПИР

Гамлет”. Сонеты (21, 25, 30, 66, 90, 91, 102, 130 – по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга В. Шекспира (с обобщением знаний, приобретённых в 8-м классе).

Гамлет”. Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью. Проблема выбора. Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести. Многогранное изображение характеров в трагедии.



Сонеты.

Глубина чувств в сонетах Шекспира, его вклад в мировую культуру.


Теоретические сведения. Трагедия (углубление знаний: столкновение сильной личности с судьбой, обществом, миром); “вечные образы” в литературе (закрепление знаний).
Контекст изучения. “Гамлет” Шекспира на сцене и в кино.
Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении.



Рассказывает о жизни и творчестве В. Шекспира с привлечением знаний, полученных в 8-м классе.


Знает содержание трагедии; комментирует фрагменты, раскрывающие внутреннее состояние Гамлета, формулирует проблемы, поставленные в трагедии (ведёт диалог); анализирует сцены в соответствии с предложенным заданием; характеризует действующих лиц, выявляя авторскую позицию; раскрывает смысл драматургического конфликта трагедии; отмечает многогранность изображения характера главного героя.

Раскрывает, как показал Шекспир в своей трагедии “Гамлет” столкновение сильного характера с окружающей его средой и обстоятельствами; определяет характерные черты “вечного образа” в шекспировском Гамлете.

Сопоставляет литературные образы трагедии со сценическими и кинообразами, называет известных исполнителей образа Гамлета.

Выделяет необходимый текст и анализирует его, раскрывая авторскую позицию в трагедии “Гамлет” (глубина понимания автором воспроизводимой жизни, изображение индивидуальных, наиболее характерных черт характеров героев и выражение эмоциональной оценки по отношению к ним).


Выразительно читает и комментирует сонеты Шекспира; раскрывает смысл их лирического содержания, отмечает их интонационное богатство и эмоциональную выразительность.


5


Мигель де

СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” (отдельные главы по выбору учителя).

Сведения о знаменитом испанском писателе эпохи Возрождения.

Время и место действия романа Сервантеса. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеа­лам справедливости, гуманности. Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера глав­ного героя.



Теоретические сведения. Понятие о романе. “Вечные образы” в художественной литературе (закрепление знаний).


Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Анализ текста, содержащего описание портрета в художественном произведении.


Рассказывает о Сервантесе и его знаменитом романе “Дон Кихот”.

Знает содержание изученных глав романа; пересказывает и комментирует фрагменты текста; словесно рисует портреты главных героев, характеризует героев, раскрывая мотивы их поступков и поведения, определяя главные отличительные черты их характеров (самостоятельно анализирует при этом не менее двух фрагментов текста), даёт собственную оценку изображаемого в романе; раскрывает отношение автора к героям и идейное содержание произведения; ведёт диалог по предложенному заданию проблемного характера.

Называет характерные особенности романа как литературного жанра на примерах из романа “Дон Кихот” Сервантеса; объясняет, почему образ Дон Кихота относят к “вечным образам”.

Готовит устный развёрнутый ответ на вопрос “Роль портрета в раскрытии образа Дон Кихота (Санчо Пансы)”.



5


ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

1


Обзор. Распространение просветительских идей демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности в XVIII–начале XIX века. Выдающиеся представители культуры эпохи Просвещения.

Объясняет сущность идеологии эпохи Просвещения, называет её представителей.



4


Иоганн Вольфганг ГЁТЕ

Фауст” (“Пролог на небесах”; сцена 2 – “У городских ворот”; сцены 3 и 4 – “Кабинет Фауста”; сцена 12 – “Сад”; сцена 19 – “Ночь. Улица перед домом Гретхен”; сцена 25 – “Тюрьма”; последний монолог Фауста – II часть: обзор с чтением и анализом отдельных сцен).

Сведения о жизни и творчестве немецкого писателя-просветителя И. В. Гёте.

Философская трагедия “Фауст”. Поиски смысла жизни и ответов на главные вопросы жизни. Спор о призвании человека. Борьба добра и зла как движущая сила совершенствования человека. Вечные образы: Фауст и Мефистофель. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста. Тема любви в трагедии.



Теоретические сведения. Трагедия (обогащение знаний: философская трагедия); “вечные образы” (закрепление знаний).



Рассказывает о жизни и творчестве Гёте, о создании им философской трагедии “Фауст”.
Читает и комментирует сцены драмы, разъясняя смысл внутренней раздвоенности Фа­уста и его стремления постигнуть “вселенной внутреннюю связь”; анализирует сцену диалога Фауста и Мефистофеля (“Рабочая комната Фауста”), раскрывая сущность их спора; характеризует образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты, выявляя авторскую позицию в изображении их; анализирует фрагменты текста, содержащие языковую характеристику действующих лиц; комментирует последний монолог Фауста, раскрывает идейный смысл трагедии.
Отмечает признаки философской трагедии на примере “Фауста” Гёте; объясняет, почему образы Фауста и Мефистофеля относят к “вечным образам”.



40


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА


1


Обзор. Реализм как художественное направление в мировой литературе и искусстве. Глубокое постижение действительности, изображение её в образах, соответствующих сути самой жизни, раскрытие влияния социальных обстоятельств на человеческие судьбы и духовный мир людей, типизация образов и фактов в произведениях реалистической литературы. Выдающиеся представители реализма в мировой литературе ХIХ века.



Отмечает характерные черты реалистических произведений, приводит примеры из изученного в 9-м классе.

8


Александр Сергеевич ПУШКИН

Лирика: “Вновь я посетил…”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Два чувства дивно близки нам…”, “Отцы пустынники и жёны непорочны…”, “Элегия (“Безумных лет угасшее веселье…”); “Пророк”, “Поэту”, “Я памятник себе воздвиг…”; “Евгений Онегин” (в сокращении).

Жизнь и творчество А. С. Пушкина, его связь с Украиной.


Лирика. Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, поиски смысла бытия, внутренней свободы, отношений человека с Богом, осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка, идея преемственности поколений, нравственное решение проблем человека и его времени: памятник человеку – его “ чувства добрые” и дела.

Теоретические сведения. Лирика (обогащение знаний: понятие о философской лирике).

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу стихотворения.

Евгений Онегин” – величайшее достояние русской культуры. “Поэзия жизни действительной” как художественное содержание произведения.

“Странный” герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини, возвышенно-романтический склад души, женственность; благородство и глубина её натуры, искренность чувств, естественность и красота духовных устремлений. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.

Непреходящее значение философских и нравственных проблем романа (смысл жизни, невозможность подлинного счастья без высокой цели, губительность индивидуализма и эгоизма, верность долгу).

Композиция романа: образ автора, картины природы, лирические отступления. Богатство, своеобразие поэтического языка. “Онегинская строфа”.

Роль Пушкина в становлении русского литературного языка и развитии русской литературы.
Теоретические сведения. Понятие о реализме, понятие о литературном типе (закрепление знаний). Понятие о романе (обогащение знаний: роман в стихах).

Контекст изучения. Произведения Пушкина в искусстве (иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина В. Фаворского, М. Врубеля, Н. Кузьмина, А. Бенуа, А. Пластова и др.; опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”).



Рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина, используя знания, приобретённые в предыдущих классах.

Выразительно читает и комментирует стихотворения, раскрывает глубину их лирического содержания, определяет основные мотивы и темы стихотворений, даёт собственную оценку им, отмечает художественные достоинства лирики Пушкина.

Объясняет смысл понятия философской лирики, приводит примеры стихотворений
А. С. Пушкина.

Готовит анализ одного из стихотворений А. С. Пушкина.


Знает содержание романа, читает выразительно и комментирует отрывки из него,
определяет тему произведения, самостоятельно анализирует текст в соответствии с предложенными заданиями (эвристическими, проблемными, характеристикой образов и др.), сравнивает образы (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга, Та­тьяна – Онегин), ведёт диалог по предложенному заданию; выявляет авторское отношение к героям и даёт им собственную оценку.
Определяет идейно-художе­ственную значимость композиции романа: объясняет значение образа автора, комментирует и анализирует текст, содержащий описания природы, портретов героев, лирических отступлений. Определяет роль изобразительно-выразительных средств языка, выделяет особенности “онегинской строфы”, раскрывает идейное содержание романа.
Отмечает значение творчества А. С. Пушкина для развития русской литературы и русского литературного языка.

Отмечает признаки реалистического произведения в романе “Евгений Онегин”, объясняет смысл понятия литературного типа на примере образа Евгения Онегина.


Сопоставляет роман “Евгений Онегин” с иллюстрациями к нему и оперой (иллюстративное и музыкальное воплощение образов, отдельных эпизодов сюжета).

8


Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

Лирика: “Дума”, “Пророк”, “Как часто, пёстрою толпою окружён…”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Родина”; любовная лирика (по выбору учи­теля); “Герой нашего времени”.

Жизнь и творчество.




Лирика. Темы судьбы поколения, роли поэта и поэзии и назначения поэзии в жизни общества, любви к родине. Лермонтов и Пушкин. Философская лирика поэта. Лермонтов и Байрон. Лермонтов и Шевченко.

Герой нашего времени” – первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина (нарушение хронологической последовательности, “венок повестей”, “значение второстепенных действующих лиц; смена рассказчиков; картины природы).

Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Мери. Печорин и Вера.

Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения.



Теоретические сведения. Понятие о психологическом романе. Внутренний монолог. Романтизм и реализм (обогащение знаний: соотношение и взаимодействие романтизма и реализма в художественном произведении).

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении.



Рассказывает о жизни и творческой деятельности М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, приобретённых в предыдущих классах).

Выразительно читает, комментирует и анализирует стихотворения, раскрывает мысли, чувства и настроения лирического героя, оценивает достоинства поэтического языка стихотворений Лермонтова, вы­ражает собственное отношение к ним.

Знает содержание романа, комментирует и выразительно читает отрывки из него, анализирует текст, содержащий изображение поступков главного героя, его взаимоотношений с другими действующими лицами, описания внутренних монологов Печорина; сравнивает Печорина с другими героями романа, определяя авторское отношение к ним и авторскую точку зрения на происходящие события; раскрывает роль композиции в раскрытии характера героя, даёт собственную оценку героям романа (ведёт диалог); определяет идейно-художественную роль описаний природы и портретных зарисовок, значение изобразительно-выразительных средств языка, значение смены рассказчиков, объясняет смысл названия романа.

Отмечает характерные признаки психологического романа, находит в тексте романа примеры взаимодействия романтизма и реализма.
Формулирует проблемы, поднятые М.Ю. Лермонтовым в романе “Герой нашего времени” (о смысле жизни, о социальной активности человека, о границах человеческой воли, об ответственном отношении к жизни и др.)

5


Фредерик СТЕНДАЛЬ

Красное и чёрное” (в сокращении).

Сведения о жизни и творчестве французского писателя.

Многозначность символического названия романа Стендаля “Красное и чёрное”, значение подзаголовка “Хроника XIX века”. Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Сореля. Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы.



Теоретические сведения. Роман (обогащение знаний: социально-психологический ро­ман).

Рассказывает о жизни и творчестве Ф. Стендаля.

Знает содержание романа, характеризует главного героя, анализируя текст, содержащий описания его поступков, объясняет мотивы поведения героя; раскрывает эволюцию его духовного прозрения; характеризует и сопоставляет женские образы в романе, даёт им собственную оценку; объясняет смысл символического названия романа; принимает участие в диалоге по предложенному заданию.

Называет характерные признаки социально-психологического романа на примере изученного произведения Стендаля.



4


Оноре де БАЛЬЗАК

Гобсек” или “Отец Горио”.

Сведения о жизни и творчестве О. де Бальзака.

Автор “Человеческой комедии” – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.

Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.

Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.



Теоретические сведения. Художественная деталь (закрепление знаний).
Контекст изучения. Тема власти денег в повести О. де Бальзака “Гобсек” и комедии И. Карпенко-Карого “Сто тысяч”.

Рассказывает о жизни и творчестве французского писателя.


Знает содержание изучаемой повести; формулирует проблемы, поставленные в ней; ведёт диалог, раскрывая их; анализирует текст в соответствии с поставленным заданием; характеризует образы героев, выделяя доминирующую черту их характеров; определяет авторскую позицию; объясняет роль художественной детали и портретных зарисовок; даёт собственную оценку произведению.

Отмечает своеобразие баль­заковской детали.

Сопоставляет образы Гобсека и Калитки, раскрывая губительное влияние власти денег на судьбы этих героев.

4


Николай Васильевич ГОГОЛЬ

Шинель” или “Мёртвые души” (по выбору учителя).

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (с обобщением изученного), его связь с Украиной.
Шинель”. Человек и государство, значение образа рассказчика. Гуманистический пафос произведения; традиции и новаторство в изображении “маленького человека”.

Мёртвые души”. История создания. Особенности жанра и композиции. Образы помещиков и чиновников: их уподобление вещам и животным как указание на духовную смерть. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников, приёмы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Образ Чичикова: разоблачение деятельности и инициативы среди других “мёртвых душ”. Биография Чичикова – путь к афере. Особое место образов Плюшкина и Чичикова. Чичиков как антигерой.

“Живая Россия” в поэме. Образ автора, его нравственная позиция. Контраст лирических отступлений с тоном основного повествования. Своеобразие пейзажа. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм произведения.


Теоретические сведения. Литературный тип (обогащение знаний: единство индивидуального и типического как основа достоверности художественного образа). Герой художественного произведения (обогащение знаний: антигерой). Сатира (обогащение знаний: сарказм как сатирический приём). Образ-символ (закрепление знаний).

Рассказывает о жизни и творчестве писателя, привлекая знания, приобретённые в предыдущих классах.


Знает содержание рассказа, анализирует его в соответствии с рассматриваемой в нём проблемой “маленького человека”; определяет авторскую позицию и значение образа рассказчика в произведении; объясняет роль фантастических элементов; раскрывает, в чём состоит гуманистический пафос рассказа; ведёт диалог по предложенному заданию.

Знает содержание произведения, комментирует и выразительно читает отрывки из него; анализирует текст в соответствии с заданиями (характеризует персонажей, определяет роль сюжетно-композиционных элементов – описаний портретов, интерьеров, отвечает на вопросы эвристического и проблемного характера); делает выводы о значении образов Чичикова, помещиков и чиновников в раскрытии авторского замысла (ведёт диалог); анализирует текст, содержащий лирические отступления, определяет их идейно-художественную роль; раскрывает значение комического в поэме, образа автора в ней; объясняет причину незавершённости авторского замысла и смысл названия поэмы.

Отмечает типические и индивидуальные черты характеров персонажей поэмы; объясняет смысл понятия “антигерой” на примере образа Чичикова; приводит примеры использования Гоголем сатирического приёма сарказма и образа-символа.

2


Ги де МОПАССАН

Пышка”, “Лунный свет” (1 рассказ по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве французского писателя.

Мастерство Мопассана-новеллиста. Разоблачение им мнимого благополучия буржуазной жизни. Изображение внутренней красоты, мужества и несгибаемой силы духа простых, внешне ничем не примечательных людей.

Краткость, динамизм и драматизм повествования, выразительность и психологическая глубина характеров. Богатство языка, сюжетная оригинальность новелл Мопассана.


Теоретические сведения. Новелла (закрепление знаний).


Рассказывает о жизни и творчестве Ги де Мопассана.

Знает содержание изученных новелл; комментирует фрагменты текста, являющиеся завязкой произведения и отрывки, содержащие описания портретов; характеризует героев, изображённых в экстремальных ситуациях (ведёт диалог), выявляя авторское отношение к ним; определяет проблематику новелл; отмечает особенности их сюжетов и языка; даёт собственную оценку изученным новеллам.

Отмечает художественное своеобразие новелл Мопассана.



4


Генрик ИБСЕН

Кукольный дом” (в сокращении).

Сведения о норвежском драматурге и поэте.

Кукольный дом”. Изображение проблем повседневной семейной жизни. Напряжённость внешнего действия, развитие внутреннего мира главной героини, психологизм пьесы. Новаторство Ибсена-драматурга.




Теоретические сведения. Драма (обогащение знаний: аналитическая пьеса).


Рассказывает о жизни и творчестве Г. Ибсена.


Знает содержание пьесы; выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах); анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика персонажей, объяснение приёмов аналитической структуры пьесы – раскрытие истинной сути отношений в семье Норы); принимает участие в диалоге; делает выводы о новаторстве Ибсена-драматурга.

Отмечает особенности аналитической драмы на примере драмы Г. Ибсена.



2


Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ

Умом Россию не понять…”, “К. Б.” (“Я встретил вас…”), “Слёзы людские, о слёзы людские…”, “Пошли, господь, свою отраду…”, “Осенний вечер”, “Душа хотела б быть звездой…”,


“Я помню время золотое…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Нам не дано предугадать…”
(2-3 стихотворения по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве поэта. Философская глубина и гуманистическая основа лирики Ф. Тютчева.

Изображение единства природы и внутреннего мира человека. Психологическая правда в раскрытии человеческих переживаний.

Ритмическое своеобразие стихотворений Ф. Тютчева; богатство смысловых оттенков слова.



Теоретические сведения. Композиция (обогащение знаний: композиция лирического стихотворения).
Контекст изучения. Романсы С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева “Весенние воды”, С. Данаурова и неизвестного автора на стихи Ф. Тютчева “Я встретил вас…”.
Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Анализ стихотворений и взаимное рецензирование учащимися результатов анализа.

Рассказывает о жизни и творчестве Ф. Тютчева.

Выразительно читает и комментирует стихотворения; определяет темы и основные мотивы лирики Тютчева; передаёт своё впечатление от чтения его стихотворений; анализирует стихотворения, раскрывая их философскую глубину и психологизм; отмечает роль реалистической детали, изобрази­тельно-выразительных средств поэтического языка.
Раскрывает особенности ком­позиции лирического стихотворения на примерах произведений Ф. Тютчева.
Сопоставляет стихотворения Ф. Тютчева с их музыкальными воплощениями.

Анализирует стихотворения Ф. Тютчева и рецензирует результаты анализа своих одноклассников.



2


Афанасий Афанасьевич ФЕТ

Шёпот, робкое дыханье…”, “Ещё весны душистой нега…”, “Осень”, “Поэтам”, “Чудная картина…”, “Какая ночь, как воздух чист…”, “Деревня” (2-3 стихотворения по выбору учителя).

Сведения о жизни и творчестве поэта.

А. Фет – тончайший лирик, певец родной природы. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях о природе. Мастерство воплощения мимолётных настроений и переживаний. Богатство слуховых и зрительных впечатлений. Утончённо-чувственный психологизм любовной лирики. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.



Контекст изучения. Романсы на стихи А. Фета “На заре ты её не буди…” А. Варламова и “Сияла ночь. Луной был полон сад…” П. Чайковского.

Рассказывает о жизни и творчестве А. Фета.

Выразительно читает и комментирует стихотворения, раскрывая своеобразие мыслей и чувств лирического героя Фета, символических картин мгновений природы и мимолётного состояния души человека; отмечает художественные достоинства поэтического языка; делает выводы об отражении теории “чистого искусства” в лирике Фета.

Сопоставляет стихотворения А. Фета с их музыкальными воплощениями.




2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Обобщает изученное в 10 классе.
  1   2


База даних захищена авторським правом ©lecture.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка